Зоопсихология

Зоопсихология

(Tierpsychologie) — наука о психической жизни животных. Возможна только благодаря психологическому истолкованию поведения животных в условиях наблюдения или эксперимента по аналогии с психической жизнью человека и формами её выражения. Сначала новая зоопсихология избегала проблемы души у животных, пытаясь изучать и объяснять «поведение» животных исключительно методами бихевиоризма, не допуская при этом существования «психического фактора». Но так как оказалось, что в поведении человека выражается только весьма незначительная часть его внутренней жизни, проблема психического была вновь поставлена современной зоопсихологией, методика которой развивается параллельно методике психологии.

Древнегреческие философы считали, что животные обладают душевной жизнью, схожей с жизнью людей. Аристотель (IV в. до н. э.) приписывал животным только чувственную душу, считая, что разумная душа имеется лишь у человека. Стоики считали, что животное обладает ощущениями, представлениями и стремлениями, но оно действует не осмысленно, а «управляется» в известной мере природой; сходные мысли высказывались и в период средневековья; Декарт считал животное автоматом, не обладающим психической интеллектуальной жизнью. Монтень, французские материалисты и философы немецкого Просвещения, а также Брем, Фохт, Бюхнер и Геккель в XIX в. не видели никакой или видели только количественную разницу между душой человека и животного, часто даже в пользу последней. Эта точка зрения получает затем своё обоснование благодаря проникновению в психологию теории развития; представителями её являются: Карл Фридрих Бурдах Komparative Psychologie, 1842), Карл Густав Карус, а позднее — Спенсер.

Животное не является автоматом; оно действует сознательно, но не обладает рефлексией. Животное не имеет никакого сознательного отношения к прошлому и будущему. Мыслит высшее животное (вероятно) в установках (основанных на реакциях на события внешнего мира). Психическая жизнь человека и животного сходна в области стремлений и чувств. Складывается впечатление, что высшие животные каким-то образом «понимают» эмоциональное поведение человека, особенно тогда, когда оно выражается посредством языка и, преисполненное любви, обращено к ним. Ротхакер называет слой «оно» (см. Учение о слоях) царством «человеко-животного во мне». Поэтому человеку лучше всего понятны стремления и аффекты животного.

Смотрите также:
Учение о слоях