Естественное право

Естественное право

(Naturrecht) — подготовленный отдельными софистами, Сократом, Платоном и киниками, обоснованный стоиками взгляд на право, согласно которому право заложено в природе, т. е. в самой сущности человека; так как, согласно учению Стой и родственных ей направлений, а впоследствии также и просветителей XVII и XVIII вв., во всех людях действует один и тот же мировой разум, то естественное право для всех одинаково, независимо от времени и места и неизменно.

С точки зрения христианства, особенно в схоластике и неосхоластике, естественное право является следствием божественного закона, заложенного в человеческую природу актом творения. Чуждое церковному толкованию учение о естественном праве развивалось особенно в XVII и XVIII вв.; его главными представителями являются Боден, Альтузий, Гроций, Гоббс, Пуффендорф, Томазий, Лейбниц, Христиан Вольф и Кант, хотя по отдельным вопросам их взгляды нередко значительно расходятся. В XIX в. понимание права как естественного отступило на второй план, в частности, в результате соперничества с «исторической школой права» (см. Историзм), которая признавала только «позитивное» право, т. е. установленное законами и в законах осуществляющееся; см. Философия права.

Смотрите также:
Историзм
Философия права