Добродетель

Добродетель

(Tugend) — постоянная направленность воли на нравственно благое; она сама является нравственным благом и этической ценностью. Платон определял добродетель как способность души к сообразным с ней делам; он различал четыре кардинальные добродетели. Согласно Аристотелю, каждая добродетель представляет собой нечто среднее между двумя (предосудительными) крайностями: сдержанность — между необузданностью и бесчувственностью; храбрость — между безрассудной смелостью и трусливостью; справедливость — между неправедными делами и несправедливыми страданиями; щедрость — между скупостью и расточительством; кротость — между вспыльчивостью и неспособностью к справедливому гневу. Подобным же образом он определяет и честолюбие, благородство, участливость и стыдливость. Для стоиков добродетелью является жизнь в соответствии с разумом и природой.

Для Эпикура — это верное понимание условий истинного удовольствия. Меланхтон видел добродетель в стремлении к согласованию желания с правильным знанием. Систему добродетелей разрабатывал Гейлинкс. Кант определяет: «Добродетель есть моральная твёрдость в следовании своему долгу, которая, однако, никогда не становится привычкой, а всегда полностью вновь и изначально должна возникать из акта мышления». Для Гёте добродетель — «истинно подходящее в каждом случае». Христианскими добродетелями являются вера, надежда, любовь; см. также Шлейермахер; Этика.

Смотрите также:
Шлейермахер
Этика