Дильтей

Дильтей

(Dilthey) Вильгельм — философ; p. 19.11.1833 (Бибрих-на-Рейне) — ум. 1.10.1911 (Зейс, близ Боцена); с 1882 — профессор в Берлине; трудился над обоснованием «опытной науки о духовных явлениях», пытаясь охватить «исторические душевные процессы» посредством понимания. Начав с теологии, Дильтей обратился к немецкому идеализму, в особенности к Шлейермахеру и романтике, а от них перешёл к общеевропейской истории духа с древних времён. Стремясь развить полученные таким путём результаты в «критику исторического разума», Дильтей стал создателем теории познания наук о духе, причём его задачей было доказать самостоятельность предмета и метода последних по отношению к естественным наукам (Einleitung in die Geisteswissenschaften, 1883, 1933; Gesammelte Schriften, Bd. 1; рус. пер.: Введение в науки о духе, 2000).

Задача философии, по Дильтею, состоит в том, чтобы понять философские системы в их возникновении, становлении и в этом постижении подняться над ними. В западноевропейском мировоззрении Дильтей признавал три типа «односторонних, но искренних откровений человеческой природы»: материализм (= позитивизм), объективный идеализм и идеализм свободы, причём ни один из них не может претендовать на единовластие (философский релятивизм). Метафизика в бывшем до сих пор отвлечённом и дуалистическом смысле им отклоняется (Philosophie der Philosophie, 1931; Gesammelte Schriften, Bd. 8). Человек узнает, что он такое, только из истории, которую Дильтей исследует в плане истории духа (см. большую часть его «Gesammelte Schriften», принципиальную в историко-философском плане, в «Der Aufbau der geschichtlichen Welt», 1910, 1928; Gesammelte Schriften, Bd. 7).

Особенно важны его исследования по истории немецкого духа (1927; Gesammelte Schriften, Bd. 2). История имеет дело с людьми как с душевными, психическими целостностями и их структурами (см. Gesammelte Schriften. Bd. 5). Последние не могут быть схвачены в сетке гипотез, которой обладает конструктивная объясняющая психология, поэтому наряду с ней должна выступить описательная и «понимающая » психология, которая стремится расчленить структуру некоторого индивида или некоторого времени путём воспроизведённого переживания (Ideen Uber eine beschreibende und zergliedemde Psychologie, 1894,1924; Gesammelte Schriften, Bd. 5 (рус. пер.: Описательная психология, 1924).

Смотрите также:

  • Пётр Испанский
    (Petrus Hispanus) — p. ок. 1219 (Лиссабон) — ум. 1277 (Рим); с 1273 — кардинал, ...
  • Эманация
    (Emanation; лат. — «истечение») — истечение из единого, полного, ...
  • Алан Инсулийский
    (Alanus ab Insulis) (Ален де Лилль) — французский схоласт; р. 1120 (Лилль) — ...
  • Гений
    (Genie; фр.) — высшая степень творческой одарённости, которая ...