Декарт

Декарт

(Descartes) Рене (Renatus Cartesius) — французский философ, математик и естествоиспытатель; р. 31.3.1596 (Лаэ, Турень) — ум. 11.2.1650 (Стокгольм). Декарта называют «отцом новой философии», так как он является основателем современного рационализма, убеждённого в философском суверенитете разума. Своё образование, благодаря которому он ознакомился с образом мышления схоластики и с духовным направлением гуманизма, он получил у иезуитов Ла Флеш. Затем последовали длительные путешествия по Европе (в том числе и в Германию, с войском Тилли).

Потом в течение двух десятилетий он уединённо жил в Голландии; за год до своей смерти, следуя приглашению шведской королевы Кристины, переехал в Стокгольм. Его философские размышления начинаются с попытки во всем сомневаться: как в традиционных мнениях, так и в истинности чувственного познания, и они развиваются дальше до последовательного преодоления сомнения. Несомненным остаётся для него в конечном счёте лишь только факт сомнения как способа мышления. Таким образом, Декарт делает вывод: «Я мыслю, следовательно, я существую» (Cogito ergo sum), — и на основе этого снова приобретает доверие к разуму. Среди представлений, которыми располагает мышление, Декарт находит также идею Бога. Эту идею, утверждает он, я не мог дать себе сам, ибо она заключает в себе наисовершеннейшую реальность, которая мне самому не присуща; причиной этой идеи должен быть сам Бог: следовательно, появление идеи Бога есть доказательство бытия Бога.

Из обладания идеей Бога, а вследствие этого и божественной правдивостью следует, согласно Декарту, что и все другое, что я познаю ясно и отчётливо, истинно. Мы имеем также ясное и отчётливое представление о протяжённом, телесном мире: следовательно, существует этот мир (mundus), основным свойством которого является протяжённость. Таким образом доказано существование Бога, мышления (cogitatio) и протяжённости (extensio), т. е. материального мира. Бог есть несотворённая субстанция, мышление и протяжённость — сотворённые субстанции. Мышление и протяжённость создают раздвоенность человека; он есть «мыслящая субстанция» (res cogitans). С точки зрения устройства своего тела человек, как и все прочие живые существа, есть машина.

Материя состоит из мельчайших телец (corpuscula), которые различаются по форме и величине. Количество этих телец и количество движения в универсуме остаются неизменными. Отчасти вне связи со всей этой рационалистическо-механистической системой Декарт развил аристократическое учение о характере в своём произведении «De passionibus animae» [«О страстях души»], причём его этика опять строится на этом рационалистическо-механистическом понимании. Влияние философии Декарта простирается вплоть до настоящего времени. Вся современная техника возникла только благодаря тому, что Декарт поставил людей по отношению к природе на такую позицию, с которой впервые стало возможным решительное завоевание природы. Декарт научил людей думать так, что они смогли создавать технику.

Смотрите также:

  • Марбургская школа
    (Marburger Schule) — направление в неокантианстве, основанное Г ...
  • Синестезия
    (Synasthesie; греч.) — сопутствующее, вторичное представление; факт ...
  • Геккель
    (Haeckel) Эрнст — зоолог; p. 16.2.1834 (Потсдам) — ум. 9.8.1919 (Йена); ...
  • Справедливость
    (Gerechtigkeit) — у Платона добродетель правильного отношения ...