Гегельянство

Гегельянство

(Hegelianismus). — Школа Гегеля распалась в Германии на правое (теистическое) крыло: Гёшель, Дауб и др., и радикальное левое крыло (младогегельянцы): Руге, Бруно Бауэр, Фейербах, Штраус и др. Для истории гегельянства большое значение имели основанные в 1838 Руге и Эхтермейером «Галльские ежегодники», в которых сотрудничали младогегельянцы; с 1841 они назывались «Немецкие ежегодники по вопросам науки и искусства», а в 1843 были запрещены. Промежуточную позицию между правыми и левыми занимали Розенкранц, И. Э. Эрдман и др. Маркс и Энгельс положили диалектический метод Гегеля в основу своего материалистического понимания истории (см. Материализм исторический).

Во Франции начало гегельянству было положено Кузеном и, без прямой ссылки на Гегеля, развивалось Тэном, Ренаном, Гамеленом, Андлером и др. В настоящее время, после долгого перерыва, «Феноменология духа» Гегеля вместе с философскими работами молодого Маркса играет важную роль во французской духовной жизни. В Англии начало гегельянству положил Стирлинг своим поэтическим произведением «The secret of Hegel» (1865); к этому направлению принадлежали Бозанкет, Мак-Таггарт, Холдейн (Виконт Клоанский), Бейли и др.; в США — Харрис, Ройс, Боун. В Италии гегельянство было широко распространено, начиная от Джоберти и Розмини до Джентиле и Кроче, в наше время там возрос интерес к проблеме отношения Маркса к Гегелю. Значительным влиянием пользовалось оно и в России, где было неразрывно связано с духовной стороной революционного движения. Большое значение имело гегельянство также у небольших славянских народов, в Скандинавии и Голландии. Ни один немецкий мыслитель, даже Кант, не имел такого продолжительного влияния на другие нации, как Гегель. Возрождение Гегеля в XX в. — см. Неогегельянство.

Смотрите также:
Материализм исторический