Гартман

Гартман

(Hartmann) Николай — философ; p. 20.2.1882 (Рига) — ум. 9.10.1950 (Гёттинген); с 1931 — профессор в Берлине, с 1945 — в Гёттингене. Сначала принадлежал к марбургской школе неокантианства, но затем отошёл от неё, так как не разделял её рационалистического субъективизма, согласно которому познание есть создание предмета, а мышление и бытие — одно и то же. Познание является скорее постижением в-себе-сущего, которое наличествует до и независимо от всякого познания (у Гартмана речь всегда идёт больше о категориях бытия, чем о категориях познания) и ведёт за пределы сознания — к явлениям действительности.

Согласно Гартману, в философии речь идёт, следовательно, об исследовании мира явлений, состоящего из различных слоев бытия (неорганического, органического, духовного), из которых каждый высший слой коренится в низшем, не будучи последним полностью детерминированным; см. Учение о слоях. При этом во всех областях существуют проблемы, которые неразрешимы до конца, собственно метафизические проблемы, принадлежащие к проблемному мышлению, названному Гартманом апоретикой: основные формы бытия (существование, жизнь, сознание, дух, свобода и т. д.) вечно остаются загадочными, непознаваемыми, трансинтеллигибельными, гносеологически иррациональными. Только исходя из проблемного мышления, можно перейти к систематическому мышлению, к теории философской онтологии.

Мир, в сущности, есть лишь один мир. Приписывать этому мировому единству некую «идею», например в форме «Бога», было бы опрометчиво (см. Атеизм). Фундаментальную онтологию Хайдеггера, ставящую вопрос о смысле бытия, Гартман считает с самого начала ошибочной. К метафизическим, неразрешимым до конца вопросам философии относится также вопрос о положении человека между действительностью и идеальным требованием, между каузальной, реальной детерминированностью и телеологической ценностной детерминированностью. Только через человека ценности воздействуют телеологически детерминирующим образом на каузально детерминированный мир, отсюда возникает власть человека над вещами, позволяющая ему вмешиваться в естественный ход событий и изменять его по своей воле.

В своей «Этике» (1926), самом характерном для Гартмана произведении, где он солидаризуется с некоторыми идеями Макса Шелера, Гартман развивает материальную этику ценностей, в которой пытается обнаружить смысл и содержание «добра» и пути осуществления его в жизни.

Смотрите также:
Атеизм