Вера

Вера

(Glaube) — принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость. В английском языке наиболее чётко различаются теоретическая вера в то, что нечто есть (belief), и религиозная вера (faith). Хотя и религиозная вера и научная «вера» (предположение) опираются на факты, однако в то время как последняя со своими предпосылками, связывающими идеи и выводы, остаётся в пределах познаваемого (естественного) и законосообразного, религиозная вера переходит в область непознаваемого (сверхъестественного, метафизического) и распространяет свободу, которую она принимает для мира сверхъестественного, также и на природу.

То, что о трансцендентных, внеприродных и сверхъестественных вещах никакое знание невозможно, показал Кант в своей критике разума: «Я должен был ограничить знание (иллюзорное знание о якобы трансцендентных вещах), чтобы дать место вере» (в идеи и идеалы как направляющие пункты человеческих стремлений) («Критика чистого разума»). В религиозном смысле вера рассматривается как подаренная Богом способность принимать открываемую им истину, считая её непоколебимой, что не исключает, а, наоборот, предполагает предшествующее допущение тех или иных оснований достоверности. В этическом смысле вера означает то же самое, что способность доверять, своего рода моральную силу, которая предполагает душевную стойкость. Вера является основой доверия. Оправданием этой веры является чувство нравственной ценности другой личности.

Так как это чувство может ошибаться, то вера всегда есть риск. Она в своей основе всегда «слепая вера», ибо та вера, которая имеет надёжное основание и объективную гарантию, — не настоящая вера, в ней отсутствует решающий момент риска собственной личностью. Кто знает, тот не может верить. «Слепая вера (или слепое доверие) есть в своём роде высшее испытание моральной силы,подлинный критерий единства во всех наиболее глубоких отношениях человека к человеку. Иной считает себя способным на дружбу в высоком смысле слова и, однако, при первом же случае, когда очевидные факты говорят против друга, теряет веру в него».

Смотрите также: