Я

Я

(Ich; лат. ego) — обозначение для ядра сознания, т. е. для носителя самосознания телесно-душевно- духовной целостности человека или для того, чтобы охарактеризовать одну какую-либо часть этой целостности в противоположность другой части, если и поскольку эта другая часть особенно выделяется из целого или должна быть выделена (например, у меня есть рука, идея). С точки зрения психологии Я рассматривается как источник поведения и связующий центр личности в её человеческом окружении. Помимо скудости его свойств бросается в глаза известный момент свободы сознания — огромное различие методов, которые применяются для того, чтобы побудить различных людей к определённому поведению; обращаются «к самому человеку», пользуются опосредованием его внутреннего Я или точно с той же целью обращаются непосредственно к его членам (в случае «принуждения»), непосредственно к его влечениям или страстным желаниям (в случае «соблазна, обольщения») или непосредственно к его нежелательным привычкам (в случае «лечения внушением»).

«Только при применении первого, „естественного“ способа влияния мы чувствуем, что с нами обращаются, как с людьми, в то время как при применении второго способа мы чувствуем себя низведёнными до положения вещи, даже и тогда, когда местное вмешательство (в случае „самовнушения“) исходит от нас самих» (Metzger. Psychologie, 1941). Сознание в процессе развития человека в раннем детском возрасте выделяется из единого изначального сознания, которое охватывает «внешний мир» и Я в нераздельном единстве. Оно постоянно сопровождается сознанием с-самим-собой-идентичного-бытия; если, таким образом, человек отчётливо познает свои телесно-душевно- духовные изменения, то он знает, что, несмотря на них, он «в своей основе» (т. е. в глубине своего Я) всегда остаётся одним и тем же.

Немецкий идеализм видит в Я творческое единство; действительность приобретает смысл, только будучи соотнесена с ним; наиболее чётко это выражено у Фихте: «Я требует, чтобы оно обнимало собой всю реальность и достигало бесконечности». Ницше, наоборот, в отношении Я говорит: «Я — это множество личностных сил, из которых то одна, то другая выступает на передний план». Под Сверх- Я понимают, согласно 3. Фрейду, социальную совесть, принуждающую нас отказываться от удовлетворения наших побуждений и от какой-то доли возможного счастья; см. также Оно. Я как носитель действия и как предмет этики — это личность; см. также Индивидуализм, Индивидуальность, Индивид.

Смотрите также:
Индивидуализм
Индивидуальность
Индивид