Болгарская философия
Болгарская философия
(bulgarische Philosophie). — Первые проявления болгарской мысли носят религиозно-критический характер (с IX в. у Иоанна Экзарха и представителей богомильства). Началом её новейшего развития можно считать появление философских произведений болгарского энциклопедиста и просветителя периода освободительной борьбы доктора Петра Берона (1798–1871). Он писал на немецком, греческом и французском языках ив 1855 опубликовал в Праге «Slawische Philosophie, enthaltend die Grundzlige aller Natur- und Moralwissenschaften»; в 1858 в Париже вышел его труд «Origine des sciences physiques et naturelles et des sciences metaphysiques et morales» (7 т.). В то время как Берон действовал как систематик, а сущность и призвание славянского мышления рассматривал односторонне, болгарская философская мысль во второй половине XIX в. развивалась прежде всего в плане разработки мировоззренческих основ освободительной борьбы, а в целом — тем путём, который характерен для всех славян (см. Европейская философия); примером могут служить взгляды Ивана Селиминского (1799–1867).Воздействие западноевропейской философии становится заметным только на рубеже XIX и XX вв. в творчестве Ивана Гюзелева 1844–1916) и Николы Алексиева (1877–1913). После Первой мировой войны влияние идеализма, натурализма, позитивизма, психологизма и критицизма находит отражение в трудах Ивана Георгова (1862–1969), Спиридона Казанджиева (1882–1951), Ивана Сарыилиева (1888–1969), Цеко Торбова (р. 1899), ученика гёттингенского философа Л. Нельсона, и особенно Димитра Михалчева (1882–1966), ученика грейфсвальдского философа Й. Ремке. После Второй мировой войны в болгарской философии господствует марксистское мышление, которое раньше имело лишь незначительное проявление в академических кругах. Ведущими представителями этого направления являются Димитр Благоев (1856–1924) и Тодор Павлов (1890–1977). Г. Грозев. История на българската философия, I, 1957; История на българската философия, 3 т., 1972–1977.
Смотрите также:
Европейская философия