Этика ценностей

Этика ценностей

(Wertethik) — восходящая к Аристотелю форма этики, которая в особенности противопоставлялась кантианской формальной этике, за что и названа Шелером «материальной этикой ценностей» (см. Ценность). По Канту, моральная заповедь (см. Категорический императив) является всегда формальным законом, который не предписывает, что человек должен хотеть, а то, как он должен хотеть и действовать. Ибо сущность добра представляет собой чисто формальное качество воли. Идея о примате формы над содержанием идёт ещё от античности; у Аристотеля целью становления являлась чистая форма, у Плотина — благо. У Канта «материя» является делом чувств, все принципы (категории, идеи, постулаты и т. д.) являются, напротив, «чистыми формами», кроме того, они априорны, в силу чего претендуют на всеобщую значимость.

М. Шелер («Der Formalismus i. d. Ethik u. die materiale Wertethik», 1954), напротив, констатирует, что не все априорное является формальным, не все материальное является апостериорным. Воля, определённая материально, не нуждается, как полагал Кант, в том, чтобы быть определённой эмпирически, и не низводит человека до уровня «природного существа». Мышление относится у него к чувственности, подобно тому как априорное относится к апостериорному. В противоположность этому, феноменология доказала, что в любом восприятии содержится множество априорных элементов. По Канту, любое материальное определение воли связано с удовольствием или неудовольствием, а ценность желаемых благ должна быть дана лишь опосредованно благодаря этому отношению. В действительности сознанию даны только носители ценностей вместе с ценностным акцентом, который и делает их желаемыми. Бытие какой-нибудь вещи как действительной ценности постигается в эмоциональном, а не интеллектуальном акте.

Существует чистая априорная ценность. «Эмоциональное духа: чувствование, предпочтение, любовь, ненависть, воление — также обладает изначально априорным содержанием, которое оно заимствует не у мышления и которое этика должна предъявить совершенно независимо от логики. Имеется априорный ordre du соеиг, или logique du coeur, как метко заметил Блез Паскаль» (М. Шелер, там же). Имеется первичное чувство ценности, на котором основано сознание ценности, являющееся всегда материальным и предметным сознанием. Сами ценности — это не законы или заповеди, но содержательно-материальные и объективные образования, хотя они — не реальные образования. В силу своей материальной природы они способны определять содержание заповедей; см. также Этика.

Смотрите также:
Ценность
Категорический императив
Этика