Шпрангер

Шпрангер

(Spranger) Эдуард — философ и педагог; p. 27.6.1882 (Берлин; по др. данным, Рущук, Австро-Венгрия) — ум. 17.9.1963 (Тюбинген); с 1920 — профессор в Берлине, с 1946 — в Тюбингене; ученик Дильтея. Работы Шпрангера являются философским обоснованием наук о духе, философии культуры и философии жизни, в частности с помощью психологии, основывающейся на принципах науки о духе. Центральный вопрос этой психологии — вопрос о сущности понимания как способе постижения смыслового содержания явлений объективного духа.

В зависимости от особенностей, способности духовного постижения, а также в зависимости от ценности и смысла схватываемого содержания Шпрангер различает шесть форм жизни (по одной на каждую область культуры) — шесть основных человеческих типов: 1) теоретический; 2) экономический; 3) эстетический; 4) социальный человек; 5) человек силы; 6) религиозный человек.

В своих работах в области культуры и педагогики Шпрангер рассматривал античность, христианство и немецкий идеализм как силы, породившие современную жизнь. Если сначала его устремления были весьма сходны с идеалами гуманизма в духе В. Гумбольдта, то позже он все настойчивее ставит перед индивидом задачу самоформирования с учётом культурных ценностей и государственной морали, ибо только они обеспечивают целостность структуры индивида. Его проникнутое романтизмом представление о «прирождённом воспитателе», способном к само- формированию, не нашло продолжателей. Но если его демифологизировать и перенести в современную педагогическую психологию, оно сможет стать моделью, существенно облегчающей подготовку молодых одарённых педагогов, которые в состоянии обеспечить высокий уровень воспитания и образования в соответствии с новым пониманием их сущности (см. также Структурная психология, Всемирное благочестие).

Смотрите также:
Структурная психология
Всемирное благочестие