Целостность

Целостность

(Ganzheit) — завершённость, тотальность, цельность и собственная закономерность вещи. На рубеже XIX и XX вв. стали употреблять это понятие, чтобы рассматривать все вещи прежде всего в их первоначально-цельной взаимосвязи, в их структуре и, таким образом, отдать должное тому факту, что указание свойств составных частей никогда не сможет объяснить общего состояния или общего действия вещи; ибо отдельное, «часть» может быть понята только через целое, а целое, как учил уже Аристотель, больше суммы своих частей. Целое не «составлено» из частей, в нем только различаются части, в каждой из которых наличествует и действует целое; ср. Организм (динамическая целостность). В психологии особенно назрела необходимость освободиться от механистического, атомистического способа рассмотрения, характерного для XVIII и XIX вв., и сделать предметом исследования неискажённую, самобытную душевную жизнь; до сих пор от психологии ускользало специфически душевное, т. е. смысл и значение (см. Целостная психология).

В социологии благодаря О. Шпанну понятие целостности превратилось в ведущее понятие универсалистского учения об обществе; согласно этому учению, целостности составляют не только форму явлений, «структур», но являются движущими силами, носителями каузальности, которую нельзя определить, а можно только обнаружить и описать. В педагогике новое понимание целостности привело к преобразованию методов обучения чтению и письму (с самого начала целостное обучение). В немецкой философии целостное рассмотрение вещей впервые находим у Альберта Великого, затем в идеализме XVIII и начала XIX в. В настоящее время преобладает целостный способ рассмотрения всех явлений; см. также Холизм.

Смотрите также:
Целостная психология
Холизм