Французская философия
Французская философия
(franzosische Philosophie). — Французская философия, примыкая в самый начальный период к философии поздней античности, рано нашла свой оригинальный образ мышления и изложения; для неё характерна разумная ясность; она всегда была тесно связана с общественной и политической жизнью нации. В средние века французская философия была ведущей, и до конца XIV в. в Европе вряд ли был хоть один крупный философ, который не учился бы или не преподавал, по крайней мере временно, в Schola Palatina в Париже или в Парижском университете, основанном в 1206 (обе высшие школы имели европейский характер).1. Патристика. Возникновение французской философии относится ещё ко времени отцов церкви. Иларий из Пуатье (ум. 367) развивал креацианистское (см. Креацианизм) учение о происхождении души, а Клод Мамерт (ум. 474) подчёркивал в этом смысле бестелесность души.
2. Схоластика:
а) Ранняя схоластика. Во времена Карла Великого французская философия развивалась в особенности в придворной школе Тура, именно в то время, когда там работал Алкуин (735–804). Традиции Тура в гуманистически преобразованном виде были продолжены в философии последователя Цицерона Серватуса из Феррьера (ум. ок. 850), исследовавшего отношение между провидением и свободой и между телом и душой, а также в логике Герикуса из Оксерра (841–875), метафизика-реалиста Ремигия из Оксерра (ок. 841 — ок. 908). Герберт из Орильака, позже (с 999) папа Сильвестр II, логик и математик, первый критически размышлял о границах применения разума. Его ученик Фюльбер Шартрский (ум. 1028) основал в 990 школу в Шартре — «пристанище ясной разумности», а его ученик Беренгар Турский (ум. 1088) так остроумно применил метод ясной разумности к церковным догмам, что появились не только теологические, но и философские противники этого «интеллектуализма». Это была почва, на которой могла сформироваться противоположность между реализмом и номинализмом; первый был представлен Гильомом из Шампо (ок. 1070–1121), второй — его учителем Росцеллином из Компьена (ок. 1050—1123/1225).
Синтезу номинализма и реализма положил начало Абеляр (1079–1142), который, будучи одновременно этиком и теологом (платоновского толка), представляет собой вершину французской ранней схоластики. Тем временем развивалась шартрская школа, в особенности в XII в., к которой принадлежали Бернар Шартрский (ум. ок. 1127), его брат натурфилософ Тьерри Шартрский (ум. 1155) и Бернар Сильвестр Турский (ок. 1150); Жильбер Порретанский (ок. 1070–1154) был самым значительным логиком этой школы. Параллельно ей в Париже развивалась школа Св. Виктора, во главе которой были не только французы. В XII в. большое влияние на философскую мысль оказали мистик Бернар Клервоский (1091–1153), его мистика была логически оформлена Альхером Клервоским (конец XII в.) и Гильомом из Тьерри (ум. 1148 или 1153). Одно независимое от церкви, «пантеистическое» направление представляли Амальрих из Бёна (ум. ок. 1206) и Давид Динантский (ок. 1200). Гильом из Конша (1080— 1150) тоже не принадлежал к церковным ортодоксальным мыслителям. Завершением периода ранней схоластики во французской философии является большая энциклопедия «Великое зерцало [мира]» Винцента из Бовэ (ум. ок. 1264).
b) Высокая схоластика. В этот период французская философия меньше выступает в лице собственных великих мыслителей, в большей мере она, особенно в Париже, была почвой, на которой великие люди того времени, такие, как итальянец Фома Аквинский, англичанин Дунс Скот, вели свои теологико-философские бои. Если вначале именно французы боролись против томизма (в особенности усилиями парижского епископа Этьена Темпье, вторая половина XIII в.), то позднее Париж стал цитаделью ортодоксального томизма. С другой стороны, там был распространён также аверроизм, осуждаемый как еретическое учение, представленный помимо других Сигером Брабантским (ок. 1270) и Иоанном Жандунским (ум. 1328).
с) Поздняя схоластика. Наряду с томизмом во французской философии распространяется также скотизм, в частности благодаря Франциску Мероннскому (ум. 1328) и Петру Тартарету (конец XV в.). В то же время постепенно усиливается естественно-научное и натурфилософское в своей основе антисхоластическое направление на схоластической почве у Дюрана (ок. 1274–1334) и Петра Ореоля (ум. 1322), затем у Иоанна из Мерикура (середина XIV в.) и у умеренного церковника Николая из Отрекура (ум. после 1350), но в особенности у Иоанна Буридана (ум. после 1358) и Николая Оремского (ок. 1320–1382). Оккамизм еще раз находит отклик у Петра д’Альи (1350— 1420), мистика — у Иоанна Жерсона (1363— 1429).
3. Переходный период между средневековьем и новым временем. После того как гуманизм поколебал основы схоластики (которая, однако, ещё долго удерживалась во французской философии), в XV в. начинается новое философствование, подготовленное гуманистами Фабером Стапуленсисом (ум. 1537) и Карлом Бовилем (ум. 1553), находившимися под влиянием Николая Кузанского, и Жаном Боденом (1530–1596), занимавшимся политическими и социально-философскими проблемами. Мишель Монтень (1533–1592) создал новый, совершенный по форме способ изложения, ставший образцом для французской философии. Под воздействием афористической манеры письма Эразма и Фрэнсиса Бэкона развивается стиль, который усвоили французские моралисты (см. Моралисты), внёсшие свой вклад во французскую философию. Среди антисхоластических мыслителей естественно-научного или натурфилософского направления нужно назвать в первую очередь Марена Мерсенна (1588–1648), в то время как Пьер Гассенди (1592–1655) пытался обновить атомизм Демокрита и этику Эпикура.
4. Просвещение. Новый расцвет французская философия пережила благодаря первой философской системе нового времени — системе Декарта (1596–1650). Эта система стала вскоре предметом дискуссий в Европе, а во Франции появились её многочисленные видоизменения, в частности философия Арнольда Гейлинкса (1624–1669) и Никола Мальбранша (1638–1715), которые пытались смягчить резкий дуализм декартовской системы с помощью теории окказионализма. В религиозной области борьба вокруг картезианства вылилась в противоречие между янсенизмом и иезуитством. В этом отношении большое значение имеет философия Блеза Паскаля (1623–1662) — мистика и гносеолога, у которого французский тип мышления предстаёт в благороднейшей форме. В XVII в. достигают исключительного развития сильнейшие стороны французского духа — склонность к психологическому анализу, бесстрастное скептическое изучение человека; см. Ларошфуко (1613–1680); Лабрюйер (1645–1696). Это явилось фундаментом для крупных достижений в критическом исследовании культуры и мышления, полученных Пьером Бейлем (1647–1706) в его «Словаре».
Даже Контрреформация не осталась бездеятельной во французской философии. Франсуа Фенелон (1651–1715) положил начало послесхоластическому католическому философствованию, в духе которого Жак Бенинь Боссюэ (1627–1704) набросал христианскую картину истории. Однако оппозиция против христианской картины мира становилась всё более неудержимой и часто граничила с материализмом. Под влиянием английской философии Франция в XVIII в. стала классической страной Просвещения. Вождём этого движения был Вольтер (1694–1778), чьё остроумие и художественное мастерство способствовало распространению идей Просвещения в Европе. Вольтер был не материалистом, а мыслителем, который, как и Пьер Бейль, в первую очередь боролся против нетерпимости и догматизма. Монтескье (1689–1755) отвергал всякое истолкование исторического развития в духе христианской идеи провидения и считал, что история, рассматриваемая с реалистической и этической позиции, является великой учительницей будущих поколений. Критико-познавательная линия в направлении к материализму была существенно усилена такими мыслителями, как Ламетри (1709–1751), Гольбах (1723–1789), особенно Гельвеций (1715–1771). Этих мыслителей можно считать подлинными идейными предшественниками Французской революции. Мировоззрение Бюффона (1707–1788) к Дидро (1713–1784) тоже имело материалистически-пантеистические черты; оказавшая в дальнейшем большое влияние философия Кондильяка (1715–1780) была сенсуалистической. Проповедь Жана Жака Руссо (1712–1778), призывавшего вернуться к природе, оказала большое влияние на Европу благодаря сочетанию идей Просвещения с позитивной критикой культуры, горячим сердцем и страстностью языка.
Но самым важным научным результатом этого периода истории французского духа была «Энциклопедия», изданная Дидро и Д’Аламбером (1751–1772, 28 т., 8 т. дополнений, 1776–1777). Мистик Луи Клод Сен-Мартен (1743–1804) перевёл на французский язык произведения Якоба Бёме и оказал большое влияние на Франца фон Баадера.
5. Революция и Реставрация. Французская революция 1789 была в такой же степени философски подготовлена выдающимися умами, в какой она сама не внесла ничего существенно нового в собственно философском смысле. Ведь даже историко-философско-педагогические идеи Кондорсе ведут своё происхождение от эпохи, предшествующей Просвещению. Идеи революции, в особенности с их гуманитарной и коммунистической стороны, философски представлены прежде всего у брата Кондильяка — Габриеля Бонно де Мабли (1709–1785) и аббата Морелли (конец XVIII в.). «Официальной», но не оказавшей большого влияния философией конца революции, Директории и эпохи Наполеона была физиологистическая идеология Дестюта де Траси (1754–1836), Пьера Ж. Ж. Кабаниса (1757–1808) и Ларомигьера (1756–1837); эклектиком был Ройе-Коллар (1763–1845), представлявший шотландскую школу. Большее влияние оказала группа христианских философов периода Реставрации: Бональд (1754–1840), Ламенне(1782—1854) и Местр (1753–1821). Мадам Сталь (1766–1817) и Шатобриан (1768–1848) были связаны с этой группой.
XIX столетие. В то время как идеи Французской революции постепенно распространялись в остальной части Европы, во Франции появилось спиритуалистически-идеалистическое направление: Мэн де Биран (1766–1824), Т. Жоффруа (1796–1842). В это время на французское мышление начинает оказывать влияние также критическая и спекулятивноидеалистическая немецкая философия: Виктор Кузен (1792–1867), Ж. Лашелье (1832— 1918), Ш. Ренувье (1815–1903), О. Гамелен (1856–1907) и Л. Брюнсвик (1869–1944). От Д’Аламбера (1717–1783) ведёт своё начало научный позитивизм, который постепенно становится на место материализма и находит своё законченное философское выражение у О. Конта (1798–1857). Из соединения идей Французской революции с позитивизмом Конта во Франции возникли богатые последствиями первые социалистические идеи, которые имели своих творческих представителей в лице Сен-Симона (1760–1825), Фурье (1772–1837), Консидерана (1808–1893) и Прудона (1809–1865). Этот социализм руководствовался рациональными и отчасти мистически-фантастическими идеями; последние в особенности имели место у Пьера Леру (1797–1871) и у Жана Рейно (1806–1863). Философия в собственном смысле теснее смыкается с точными науками, например у Э. Бутру (1845–1921), развившего своеобразное учение о свободе воли; с естественными науками, как у И. Тэна (1828–1893), чья блестящая, превосходная по духу философия истории оказала широкое воздействие; подобное же влияние, но уже на почве науки о религии, имел Э. Ренан (1823–1892). В области психологии большой успех имели Т. Рибо (1839–1916), А. Бине (1857–1911) и Пьер Жане (1859–1947), которые оказали влияние также на немецкую науку. Среди выдающихся логиков и гносеологов можно назвать: Анри Пуанкаре (1854–1912), Пьера М. Дюгема (1861–1916) и особенно Л. Кутюра (1868–1914), в качестве философа естествознания — Антуана Курно (1801–1877).
История и философия точных наук нашла своих исследователей в лице Поля Таннери (1834–1904) и П. Дюгема. Наконец, в XIX в. возникла также антиматериалистическая теистическая метафизика, главными представителями которой были противник Бюхнера Поль Жане (1823–1899), Э. Вашеро (1809–1897), Ф. Равесон-Мольен (1813–1900), швейцарец Ш. Секретан (1815–1895) и виталистская метафизика, ещё теистическая у швейцарца А. Ф. Амьеля (1821–1881), главными же представителями её были А. Фулье (1838–1912) и «французский Ницше» — Ж. М. Гюйо (1854–1888).
XX столетие. Чрезвычайно действенным философским явлением был Анри Бергсон (1859–1941), который подчёркивал творческую свободу жизненных сил и, опираясь на точное исследование, провозглашал возможным и правомерным метафизическое мышление. Его способ мышления оказал сильнейшее влияние на немецкую философию жизни. Бергсонианство представляли Ж. де Готье (1858–1942), Э. Леруа (1870–1954) и М. Блондель (1861–1949), критический виталист — А. Лаланд (1867–1963). Значительным явлением стала новая французская социология, на которую также оказал влияние Бергсон; главные её представители — Альфред Эспинас (1844–1922), Габриель Тард (1843–1904), Эмиль Дюркгейм (1858–1917), Люсьен Леви-Брюль (1857–1939), Гюстав Лебон (1841–1931) и Селестин Бролье (1870–1940). Выдающиеся представители современной онтологии Рене Лесенн (1882–1954) и особенно Луи Лавель (1883–1951) возглавляют школу, названную «Philosophie de l’esprit». Очень популярное течение в современной французской (и бельгийской) философии — неотомизм — представлено Ж. Маритеном (1882–1973), одним из самых значительных метафизиков современности (наряду с Николаем Гартманом и А. Н. Уайтхедом), и Э. Жильсоном (1884— 1978). Во время Второй мировой войны центр тяжести экзистенциализма переместился из Германии во Францию и приобрёл там — отчасти как выражение духа Сопротивления (движение Сопротивления против немецкой оккупации) — характер, отличающийся от немецкой экзистенциальной философии, в свою очередь оказывая на неё в настоящее время обратное воздействие.
Главные его представители — Габриель Марсель (1889— 1973), Жан Поль Сартр (1905–1980), Альбер Камю (1913–1960) и Э. Мунье (1905— 1950), основатель журнала «Esprit», который занимает промежуточную позицию между экзистенциализмом и марксизмом. К новейшей проблематике французской философии относятся понятие структурализма и центральная категория французского диалектического мышления — «тотальность»; последнюю представляют Л. Гольдман, М. Мерло-Понти и Г. Гурвич. В особенности выдвинулись вперёд «постструктуралисты» (М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делёз), такие феноменологи, как П. Рикёр и Э. Левинас, а также недавно «новые философы» (А. Глюксман, Б. А. Леви, Ж.-М. Бенуа и др.).
Смотрите также:
Креацианизм
Моралисты