Философия

Философия

(Philosophie; от греч. — «любомудрие») — любовь к истине. В этом смысле слово «философия» впервые употреблялось в сократической школе. Слово «philosophos» впервые встречается у Гераклита в значении исследователя природы вещей. «Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена её ценность, является спорным. То от неё ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать её как беспредметное мышление. На философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чём-то призрачном. Философию то считают таким занятием, которое под силу любому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают её настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадёжным. То, что выступает под именем философии, в самом деле являет собой пример подобных противоречивых суждений.

Для человека, верящего в науку, наихудшим является то, что философия совершенно не имеет всеобщезначимых результатов — того, что можно познать и чем благодаря этому можно обладать. В то время как науки получали в своих областях определённые обязательные и общепризнанные знания, философия не достигла этого, несмотря на тысячелетние усилия. Нельзя отрицать того, что в философии нет единодушия, присущего сфере окончательно познанного. То, что с необходимостью признается каждым человеком, становится в силу этого научным познанием и уже не является философией, а относится к особой области познаваемого. Философское мышление не имеет также, подобно наукам, характера прогрессирующего процесса. Конечно, мы ушли дальше, чем греческий врач Гиппократ. Но едва ли мы можем сказать, что мы ушли дальше Платона. Мы ушли вперёд только в том, что касается материала научного познания, использованного им. В самом же мы, быть может, только едва вновь приближаемся к нему. См. Скандал в философии.

Достоверность, которая может быть приобретена в философии, не является научной, т. е. одинаковой для всякого человека, это убеждённость, в достижении которой участвует вся сущность человека. В то время как научное познание направляется на отдельные предметы, знать о которых совершенно не обязательно для каждого, в философии речь идёт о целостности бытия, которая присуща человеку как таковому, — об истине, которая там, где она вспыхивает, захватывает глубже, чем всякое научное познание. Правда, разработанная философия связана с науками, она предшествует им в том их самом развитом состоянии, которого они достигали в соответствующую эпоху. Но смысл философии имеет совершенно другое происхождение. До всех наук она выступает там, где человек пробуждается (К. Jaspers. Einfuhrung in die Philosophie, 1957).

Для философских вопросов часто характерна их радикальность: исследуется не та или иная причинная связь, а смысл, который может быть присущ всему целому; так как для философствующего человека решающим является толкование смысла, придание смысла, то всякое философствование является «экзистенциальным». Согласно Платону, философия является познанием сущего, или вечного, непреходящего; по Аристотелю, философия — исследование причин и принципов вещей. Стоики определяют философию как стремление к теоретической и практической обстоятельности, эпикурейцы — как путь для достижения счастья посредством разума. В эпоху христианского средневековья философия, в противоположность теологии (божественной мудрости), становится мирской мудростью, органом которой является естественный свет разума, в то время как органом теологии является сверхъестественный свет, откровение.

Фрэнсис Бэкон и Декарт понимают под философией целостную, единую науку, облечённую в понятийную форму. Христиан Вольф называет философию наукой о всех возможных вещах — как и почему они возможны. Кант отличает философию в её школьном понимании — как систему всех философских знаний — от философии, рассматриваемой с точки зрения понимания ею мира, как науку об отношении всего познания к существенным целям человеческого разума. Фихте учит: «То, что схватил наш дух, создал вокруг себя и внёс в высший порядок вещей, и есть имеющаяся в нас философия; в нас должен существовать философ, наша целостная сущность, все наше духовное образование и образование сердца должно само быть философией». Шеллинг ставит условие: «Призванным к философии является не тот, чья душа ещё совершенно подобна tabula rasa, а тот, кто благодаря опыту познакомился со всей широтой и глубиной того, что подлежит постичь». Гегель называет философией мысленное рассмотрение предметов, науку о разуме, постигающем самого себя.

Согласно Шопенгауэру, перед философией стоит задача повторить всю сущность мира в понятиях — в абстрактной, всеобщей и отчётливой форме. Гёте признает себя философом, «если философия возвышает, упрочивает и превращает в глубокое, спокойное созерцание наше первоначальное ощущение того, что мы составляем с природой единое целое». Согласно Н. Гартману, философия является «мировым сознанием, в котором человек, находящийся в мире, пытается уяснить себе и мир и самого себя». Философия как система обычно делится на теорию познания, метафизику (онтологию, космологию, философскую антропологию, экзистенцфилософию, теологию), логику (логистику, математику), этику, философию права, эстетику и философию искусства, натурфилософию, философию истории и культуры, социальную и экономическую философию, философию религии, психологию.

История философии есть история человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы, т. е. ставит их перед собой и работает над их разрешением. Философы всех времён и народов занимаются одними и теми же проблемами, во всех философиях есть теория познания, метафизика, этика и т. д. Попытки разрешения могут быть объединены в три большие историко-философски е области: европейская философия, индийская философия и китайская философия. Эти области делятся на историю философии отдельных народов и групп народов (греческую, немецкую, французскую, английскую, славянскую, южноамериканскую и т. д. философии), которые опять же связаны друг с другом через выдающиеся философские системы, направления, течения, школы и т. д., и историю этих направлений, течений и т. д. (теория познания, метафизика, этика и т. д.; патристика, схоластика, Просвещение и т. д.; реализм, идеализм, материализм и т. д.) (см. Хронологическую таблицу).

Историко-философское изложение частично бывает биографическим (изображение отдельных мыслителей или групп мыслителей), частично излагает историю произведений, частично историю идей (в основном начинающуюся с Гегеля). В современной философии проводится различие между учением и исследованием академического плана, которые в свою очередь рассматриваются под теоретическим и практическим углами зрения, как это делается в естественных науках. Ныне при изучении основных проблем гуманитарных наук (социологии, политологии, критики идеологий и др.) во все большем объёме привлекаются конкретные научно-практические разработки, что способствует развитию научной теории (см. Наукоучение; Науки теория).

Смотрите также:
Скандал в философии
Наукоучение
Науки теория