Учение о познании
Учение о познании
(Erkenntnislehre) — наука о познании. Различают теорию познания как специальное исследование познания; она в свою очередь делится на критику познания, отправляющуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию (см. Кант. Критика чистого разума), метафизику познания, которая исследует сущность познания, исходя большей частью из возможности познания, заключённой в бытии познающего и познаваемого. В XIX и начале XX в. в учении о познании возникло множество направлений: эмпиризм, эмпириокритицизм, идеализм, иллюзионизм, конвенционализм, критицизм, феноменализм, позитивизм, прагматизм, реализм, сенсуализм, скептицизм. В настоящее время учение о познании потеряло свою самостоятельность и своё значение. В философии Шелера оно выступает только как раздел учения об объективных сущностных взаимосвязях. У неотомистов, а также у Н. Гартмана и С. Александера оно включается в метафизику. Экзистенциализм пытается заменить отношения субъект — объект понятием бытия человека в мире. Основные проблемы учения о познании обсуждаются ныне в рамках теории науки (см. Науки теория) преимущественно в формально-логическом плане.Смотрите также:
Кант. Критика чистого разума
Науки теория