Учение о выражении
Учение о выражении
(Ausdruckskunde) — учение о том, что доступное наблюдению бытие и поведение человека есть выражение психического состояния и психических процессов; оно входит как составная часть в учение о характере, поскольку характер становится доступным для понимания благодаря формам выражения. В зависимости от того, рассматриваются ли образы выражения (установившиеся телесные формы) или выразительные движения, позволяющие выявить скрытое за ними душевное содержание, различают учение о статическом выражении («физиогномику») и учение о динамическом выражении («патономику»). К учению о статическом выражении относится учение о конституции, задачей которого является исследование связей, существующих между телом и характером; сюда же относится (порой сильно переоцениваемое) учение о том, какое значение имеет при определении характера форма головы (см. Френология), лица (см. Физиогномика), рук (хирогномика). К учению о динамическом выражении относится учение о содержании, которое находит выражение в игре лица, в свойственных телу манерах и жестах, и пантомимике, точно так же, как в походке, в характерных особенностях голоса, в манере говорить (фонономика). Особенно важное значение имеет почерк (графология), исследование которого создаёт благоприятные условия для исследования выражения, так как в письме, как и в каждом трудовом процессе, фиксируются и закрепляются следы определённых форм выражения того, кому оно принадлежит.В современном учении о выражении все чаще и чаще прибегают к исследованию динамических форм выражения, так как они позволяют сделать вывод относительно закономерностей. Хотя к динамическим формам выражения могут быть отнесены только (изменчивые) душевные настроения, однако от изучения специфических форм потенциальной возможности поведения, от изучения оттенков выражения, относящихся к области выразительности лица, можно прийти также к классификации постоянных черт характера. Учение о выражении развивалось параллельно с психологией; от рассмотрения отдельных элементов (когда отдельному признаку по мере надобности приписывалось определённое значение) перешли к целостному рассмотрению (признак приобретает определённое значение только в том случае, если он ставится в связь с другими признаками, в каждом движении проявляется весь характер человека); возник этот метод уже в XVIII в., в период возрождения учения о выражении (Гёте, Лaфатер, Лихтенберг), его развитию особенно большое содействие оказали И. И. Энгель своим произведением «Ideen zu einer Mimik» (1785–1786), Т. Пидерит (1867) и Ч. Дарвин. В XIX в. под влиянием развития естественно-научного мышления это учение было в значительной мере забыто. В настоящее время видным представителем и продолжателем этого учения может считаться Людвиг Клагес.
Смотрите также:
Френология
Физиогномика