Трансценденция
Трансценденция
(Transzendenz; от лат. transcendere — «переступать») — в самом широком смысле означает переход между двумя областями, в особенности из области посюстороннего в область потустороннего (трансцендентного). В метафизическом понимании трансценденция — переход из сферы возможного опыта (природы) в сферу, лежащую по ту сторону его. «Основоположения, применение которых вполне удерживается в границах возможного опыта, мы будем называть имманентными, а те основоположения, которые должны переходить за эти границы, мы будем называть трансцендентными» (Кант); см. Трансцендентальный.Николай Гартман говорил о необходимой трансценденции, обусловленной, в частности, дуализмом познавательного акта: «В познании всегда противостоят друг другу познанное и познаваемое. Противоположность между ними не может быть снята и имеет характер обоюдной изначальной разделённости или трансценденции». Он выделяет 4 слоя трансцендентности: познанное (objectum), подлежащее познанию (objiciendum), непознанное (трансобъективное) и непознаваемое (иррациональное или трансинтеллигибельное); см. Познание. Особый смысл имеет понятие трансценденции в экзистенцфилософии. У Хайдеггера трансценденция есть вызванный страхом переход от несобственного человеческого существования к полноценному существованию, экзистенции, но она ни в коем случае не есть выход из трагической безвыходности самого человеческого существования (см. Заброшенность).
По Сартру, человек трансцендентен, ибо он выходит за рамки любого возможного опыта, который им может быть приобретён; но человек является также и трансценденцией, ибо обладает способностью к трансценденции: человек трансцендирует любую вещь, как только превращает её в «свой» предмет, делает её предметом своего обсуждения (например, придавая ей в это время какое-нибудь значение), своего познания, своей деятельности. В собственном смысле трансценденция фигурирует и в христианском экзистенциализме и у Ясперса, который требует, чтобы личность «своей неустанной деятельностью возвышала настоящее до масштаба трансценденции; так как благодаря переходу от чистого бытия мира, то есть „самого Man“, к самобытию, то есть к самости, настоящее становится свободным». Ясперс выделяет три ступени трансценденции: 1) трансцендирование от мыслить; 2) происходящее в результате этого прояснение экзистенциального отношения к трансценденции; 3) чтение шифрованного текста (см. Шифр), делающее возможным высшую степень экзистенциального прояснения.
Смотрите также:
Трансцендентальный
Заброшенность
Шифр