Тип

Тип

(Typus, Тур; от греч. — «удар, клеймо, отпечаток, форма, образ, прообраз, образец, пример») — во-первых, основная форма, которая составляет основу ряда схожих или родственных индивидов; во-вторых, экземпляр или образец, который лучше всего представляет вид или род. Мышление, направленное на образование типов (типизирующее образование понятий), является очень древним, ибо оно соответствует стремлению сознания к сжатому, краткому изложению мыслей, к прегнантности и связывает наглядность с общезначимостью. Большое значение мышления при помощи типов, типологического мышления, было известно уже Платону и Аристотелю. Оно является необходимым средством научного образования понятий, в особенности в опытных науках. С точки зрения психологии «типичное» одинаково по смыслу с «прегнантным», при помощи которого суть дела, по-видимому, выражается наиболее ясно (например, прегнантный, т. е. равносторонний треугольник, одна из сторон которого расположена горизонтально, является одновременно и «типичным» и, по-видимому, наиболее чётким образом воплощает в себе сущность треугольника — наличие трёх углов).

О типах мировоззрения говорил Дильтей («Weltanschauung», 1911): «...эти типы проходят через исторически обусловленную единичность, неповторимость отдельных образований... отдельные ступени и специальные формы какого- нибудь типа отвергаются, но они оставляют свой след в жизни, продолжают действовать и вызывают к жизни все новые образования». Чистых типов (идеальных типов: см. Вебер М.) среди реально существующих вещей не имеется. Среди них имеются смешанные типы. Это снижает гносеологическую ценность типологического способа рассмотрения. Но, с другой стороны, ему наиболее свойственно объяснять отдельные предметы с точки зрения его существенных сторон и таким образом способствовать их пониманию. Мастером типологического анализа был Гёте. Особое значение приобрёл типологический способ рассмотрения в современной психологии: Иенш; Юнг, Кречмер, Шпрангер; см. также Архетип, Прототип.

Смотрите также:
Вебер М.