Бёме

Бёме

(Bohme) Якоб — мистик, философ-диалектик; p. 1575 (Альтзейденберг, близ Гёрлица) — ум. 16.11.1624 (Гёрлиц); сапожник; друзья врачи — последователи Парацельса и силезские дворяне назвали его «Philosophus Teutonicus», т. е. «немецкий философ », правоверные же протестанты яростно преследовали. Пытаясь разгадать тайну зла, он в 1600 испытывает некое озарение, позволившее ему «проникнуть в сокровеннейшую сферу рождения Божества» и «узреть Бога во всяком творении вплоть до сорной травы». Продолжавшаяся в течение десяти лет безмолвная внутренняя борьба выливается в обширный философский труд (увидевший свет только после его смерти); при этом он обращается к терминам и идеям алхимии, каббалы, Парацельса и Вейгеля, переосмысливая их в нужном для себя направлении.

Обозрев до самых последних глубин «человеческую душу», он, следуя христианскому положению о подобии, приходит к новому представлению о Боге, который рождает самого себя. Вначале это была лишь «бездна» («Ungrund»), некая деятельная, настойчивая воля, которая, сосредоточившись, находит в самой себе «основу» насыщенной жизни внутри божественного триединства, однако лишённой противоречия, это «вечная тишина», «тихое, светлое блаженство», нечто совершенно самодовлеющее («вечная душа», «свободное наслаждение ничто»). Для того чтобы развить из себя отдельное, т. е. осуществить процесс индивидуализации, прийти от «ничто» к «нечто», воля в этой своей «жажде» должна себя затемнить и, претерпев «колесование страхом», расколоться на враждебные противоположности «неистового безумия» («вечная природа», «мир тьмы», в которых самих по себе «нет ничего порочного»).

Прорываясь к «свету», все борющиеся между собой силы приходят в состояние некой «любовной игры», которая в виде «целого» («единого») приводит в движение (колеблет) открывающую себя тем самым «свободу». Там, где воля не может совершить такой прорыв, мир тьмы судорожно сжимается и превращается в «адское царство» где куётся зло, представляющееся «неизбежным ». Характерным для Бёме является применение наглядных мифических символов (философский шар, сердце Бога, лилия, крест, колесо, тройной ангел и т. п.). Хотя Бёме принадлежит к числу наиболее труднопонимаемых авторов, он оказал влияние (и не в последнюю очередь благодаря выразительности своего языка) как на простые души, так и на изощрённые умы, такие, как Ангелус Силезиус, Этингер, Гаман, Сен-Мартен, Шеллинг (назвавший его «чудесным явлением в истории человечества»), Гегель, Гёте, Лихтенберг, Новалис, Бердяев и др.

Смотрите также:

  • Фреге
    (Frege) Готлоб — философ; p. 8.11.1848 (Висмар) — ум. 26.7.1925 (Бад Клайнен). ...
  • Гейзер
    (Geyser) Йозеф — философ; p. 16.3.1869 (Эркеленц) — ум. 11.4.1948 (Мюнхен); ...
  • Индивидуальное понятие
    (Individualbegriff; от лат. individuum— «неделимое») — в противоположность ...
  • Нирвана
    (Nirwana; санскр. — «прекращение, затухание»; на языке пали — ...