Средства массовой информации

Средства массовой информации

(Massenmedien; от Masse, понятия массы в социологическом смысле и лат. medium — «середина, средний, посредник») — получившие в повседневной жизни широкое распространение «передатчики» информации любого рода: ежедневная пресса, еженедельники, радио, телевидение и т. п. Хотя средства массовой информации являются ценным культурным достижением техники, их отчасти негативное воздействие на культуру и политику даёт повод для возникновения вызывающих озабоченность культурно-философских вопросов.

Необходимость обращаться ко всем, а поэтому к «усреднённому получателю информации», имеет, помимо прочего, определённые последствия:

1) предлагаемое, как правило, подаётся на общедоступном уровне, который неизбежно страдает упрощениями, нечётко сформулированными высказываниями, банальными пояснениями и пр., из чего получатели информации, образование которых ниже среднего уровня, а они составляют большую часть аудитории средств массовой информации, запоминают главным образом заголовки и примитивные выражения,не вникая в суть целого;

2) когда под влиянием единообразных заголовков «сформировывается» определённый язык, то средства массовой информации вынуждены сами же к этому языку приспосабливаться, в результате чего легализуется «развитие языка», в котором они же виноваты;

3) обычные развлекательные программы, реклама и другая полезная информация вписываются в рамки этого единого языка и несложных художественных представлений часто эмоционально и таким образом, что большинство привыкает слушать их даже тогда, когда не чувствует, что они обращены к ним, но звуковой фон становится «окружением», без которого человек себя не представляет; эта окружающая среда приобретает непосредственно личностный характер, когда крупные массовые мероприятия, главным образом спортивные, способствуют тому, что пользователи средств массовой информации отождествляют себя с «героями» (а в другое время с политическими «героями»), победителями, со «своими» игроками и превращаются в приверженцев местного патриотизма;

4) среди многочисленных и по качеству различных передач радио и телевидения имеются лёгкие развлекательные программы (сюда относятся и незамысловатые видеоинформационные передачи), которые оказывают такое сильное влияние на примитивную человеческую жажду зрелищ, что большинство удовлетворённых зрителей ограничиваются потреблением изображаемого и пренебрегают переосмыслением сущности того, что им преподносится.

Духовно инертные, пассивные зрители, не чувствующие потребности переключать свой телевизор на программу, повышающую их образование, постепенно теряют свои первоначальные качества вести в кругу семьи беседы, и в результате их запас слов сокращается до минимального набора упрощённых выражений. Радио и ежедневная пресса составляют исключение, так как большинство их потребителей вынуждены из предложений реконструировать смысл сказанного и таким образом не полностью разучиваются говорить на живом языке. Но именно эти два средства массовой информации у людей, чей уровень образования ниже среднего, все больше и больше вытесняются телевидением. В свете этих опасных тенденций культурные и образовательные возможности средств массовой информации трудно оценить достаточно высоко.

Передачи, воспринимаемые лишь небольшим, ограниченным кругом, не могут ставиться во главу угла или оказывать влияние на уровень передач, предназначенных для подавляющего большинства. Не говоря уже о том, что средства массовой информации даже при высоком качестве передач таят в себе опасность злоупотребления демагогией и потребительским спросом; по сути дела, уже ничего нельзя изменить в том, что они существуют именно для масс (см. Омассовление) и их развивающее воздействие на отдельных людей, ожидающих от передач более высокого качества, остаётся чрезвычайно неэффективным по сравнению с уравниловкой, ориентирующей все культурные, образовательные ценности на низкий уровень «массового потребления».

Смотрите также:
Омассовление