Социология

Социология

(Soziologie; от лат. socius — «товарищ» и греч. logos — «учение») — учение о формах и изменениях совместной жизни людей. Она является наукой о социальном, будь то всеобщая, основополагающая социальная наука или частная наука; как система она охватывает социальные образования и социальные процессы. Таким образом, она исследует всю совокупность общественных явлений, таких, как народ, сословие, племя, союзы мужчин, род, семья, брак, различные виды общественных образований, их основы, формы, развитие, их возникновение и исчезновение.

Социологическое мышление ведёт своё начало с учений о естественном праве, которое первоначально хотя и является учением о государстве, но уже в схоластике распространяется на всю общественную действительность, а в XVII в. объединяется во все увеличивающейся степени с философией морали; люди размышляют о своей жизни с тех пор, как они вообще размышляют (классическое учение о государстве древних греков, мудрость древнекитайской социальной этики), так что «полная история социально-научного мышления проходит в действительности через всю историю мышления» (Фрайер).

Начало социологии как самостоятельной науки относится, однако, к XIX в., а её основателем является Конт, в трёх последних томах шеститомного «Курса позитивной философии» (1830— 1842) которого излагается социология (в сокращённом виде, под заглавием «Социология», — в серии «Kroners Taschenausgabe», Bd. 107). Конт ввёл в употребление также и само слово «социология». Он развил социологию как естественнонаучную дисциплину на основе своей эмпирической философии, которую называл «позитивистской». В соответствии с этим социология является учением об общественной жизни человека, рассматриваемой как совокупность взаимодействий индивидов между собой. Последователями Конта были такие английские философы, как Герберт Спенсер («The Study of Sociologie», 1873, нем. изд.: Einleitung in das Studium der Soziologie, 1896) и Джон Стюарт Милль, а также французские, американские Конта в Германии был Альберт Шеффль (1831–1903; «Ваи und Leben des sozialen Korpers», 4 Bde., 1878, 1896). Весьма значительное влияние на немецкую социологию оказали философия права и философия истории Гегеля, из которой К. Маркс развил свой исторический материализм.

В новейшей социологии различаются, по Бюлову (в «Worterbuch der Soziologie», изд. Бернсдорфом и Бюловом, 1955), следующие главные направления: математическое направление (прежде всего Парето), где математические методы применяются для того, чтобы сделать более наглядными обыденные знания; физикалистское направление (социальная физика, социальная механика, социальная энергетика). Хотя уже Сен- Симон в области социологии был механицистом, в XIX столетии это направление получило сильное развитие в лице Конта, Спенсера и Дж. Ст. Милля. Энергетическая трактовка Оствальдом социальных процессов также привела к созданию особой школы. Социально-биологическое направление рассматривает сообщество живых существ с точки зрения его функционирования, как социальное тело и действующий органологический организм; наследственность, изменчивость, отбор, приспособление, борьба за существование являются основными категориями этого способа мышления, непосредственно сближающего биологическое и социальное. Если уже Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Макиавелли, Альтузий, Боден и другие пользовались сравнениями из области органического мира, то Кант и многие мыслители после них перенесли идеи организма на государство. Романтики Шеллинг и Гегель имели обыкновение пользоваться аналогиями с организмом. Конт, Спенсер и другие являются представителями социально-биологического направления. Социально-антропологическое направление занимается проблемами связи между расами и социальными образованиями, особенно проблемами наследования свойств внутри социальных групп.

Большое влияние имели здесь Гобино и Ф. Гальтон («Hereditary genus», 1869). Антр о по географическое, социогеографическое и этнологическое направление берет своё начало у Гиппократа и через греческих и римских мыслителей доходит до Бодена, Монтескье, Гер дера, А. фон Гумбольдта, Гегеля, Бокля и других. Сюда же относится этнолого-народоведческое направление, а также направление психологии народов, представленное в работах А. фон Гумбольдта, Лацаруса, Штейнталя, Бастиана, Вундта, Леви-Брюля, Л. Г. Моргана, Турнвальда и др. Историко-философское, универсально-историческое и историческое направление рассматривает человека как историческое существо, а общественный феномен — как явление культуры. В центре внимания находится здесь социальный процесс в его историческом развёртывании и его оценка в рамках исторического рассмотрения.

Представителями этого направления являются в первую очередь Кондорсе, Сен-Симон, Конт, Пауль Барт, Оппенгеймер, а также Альфред Вебер, К. Мангейм, Шелер, Трёльч, Рюстов и Фрайер. Психологическое и социально-психологическое направление исходит из того, что вся социальная действительность психически обусловлена и поэтому может быть понята только изнутри, из психического. Если у Конта и Спенсера социология имеет сильный психологический уклон, а теория подражания Тарда и психология масс Лебона являются доказательством влияния французского психологизма в социологии, то американская социология в лице своих главных представителей ориентируется прежде всего на психологию; то же относится к бихевиоризму, глубинной психологии, а также к таким исследователям, как Мак- Дугалл, Фиркандт, Тённис, Зиммель. Универсалистское направление является антисубъективистским, оно исходит из необходимости целостного рассмотрения социального порядка или социального расчленения и направлено на целое, на универсум. Предшественником его является Фома Аквинский, главный его представитель О. Шпанн — последователь Адама Мюллера, социал-философа романтики. Социальная действительность рассматривается ими принципиально сверху, как расчленённый дух: общество — духовная система.

Теории классов объясняют процесс социальной дифференциации снизу, при помощи факторов, действующих в век индустриализма в экономике и в производительных силах, с помощью интересов, определяемых этими факторами (см. Материализм исторический). Теории среднего сословия подчёркивают, что столкновение социальных сил (богатые, бедные, имущие, неимущие) угрожает уничтожением средних слоев социальной лестницы и что с точки зрения общества в целом всё дело заключается в том, чтобы сохранить среднее сословие, средний слой (В. Г. фон Риль и др.).

Формальная, или чистая, социология стремится, в противоположность всем до сих пор названным направлениям, иметь методически однозначно определённый объект познания и исследовать его в самостоятельной конкретной науке с помощью основной социологической категории «формы». Главным представителем является Зиммель, который на основе различения формы и содержания общества рассматривает формальную социологию как эмпирическую дисциплину, как самостоятельный метод научного исследования в смысле учения о формах социальных связей с принципом взаимодействия в центре. Близко к этому направлению стоят Штаммлер, Фиркандт и Л. фон Визе. В учении об отношении Л. фон Визе понятие взаимодействия, отягощённое естественнонаучным смыслом, заменяется нейтральным понятием «взаимоотношение». Феноменологическое направление стремится к созерцанию сущности, к своего рода интуитивному познанию и логической обработке материала созерцания (представленного) в социальных явлениях. Оно возникло из философии и особенно разрабатывалось Гуссерлем, Шелером и Хайдеггером.

Его зародышем является «Феноменология духа» Гегеля, а его представителями в социологии — в первую очередь Шелер, Литт и Фиркандт. Социально-экономическое направление основным предметом своего исследования делает хозяйство (экономику) и общество, рассматриваемые в их взаимообусловленности, а экономический мир характеризует в единстве с социальным. Это направление разрабатывалось Максом Вебером, Зомбартом, Оппенгеймером и др. Своим сочинением «Uber einige Kategorien der verstehenden Soziologie» [«О некоторых категориях понимающей социологии»] Макс Вебер открывает новое направление, к которому близок также Зомбарт. Культурно-философское и культурно-социологическое направление отводит (при различении наук о природе и наук о культуре — Виндельбандт, Риккерт) понятию «культура» особое место в социологии в рамках учения о структурах исторического мира. Понятие «культура» было перенесено Бэконом и Гоббсом на воспитание, а Пуфендорфом — на общество.

Вико, Руссо, Монтескье, Вольтер, Гаман, Гердер и Кант в значительной мере способствовали проникновению духовно-исторического понятия «культура » в науку. Дильтей, Буркхардт, Ницше, Шпрангер, Демпф, Мангейм и прежде всего Альфред Вебер превратили затем философию культуры и социологию культуры в науку, которая делится у Вебера на три сферы — общественный процесс, процесс цивилизации и процесс культуры. Индуктивно-аналитическое направление имеет дело, прежде всего благодаря эмпирико-статистическому методу, с материалом, получаемым из конкретного опыта. Особенно развито оно в США. Его девиз — практическая работа с конкретными объектами с помощью заранее подготовленных для этого методов исследования (например, тесты). Графическое изображение полученных результатов осуществляется с помощью социограмм и социографических условных изображений.

Основная цель всего этого — практическая применимость. Направление, которое может быть названо функциональным, занимается вопросами возникновения и внутренних структур социальных систем, и анализом состояний равновесия и функциональных изменений их элементов. Его главным представителем считают Толкотта Парсонса («Essays in Sociological Theory — Pure and applied», 1949). Специальными социологическими дисциплинами являются: социология культуры, социология права, социология искусства, социология литературы, социология хозяйства и производства, социология техники, социология товариществ, социология финансов, педагогическая социология, социология знания и т. д. Прикладная социология — общее название всех попыток практического применения результатов с социально-реформистской и социально-политической точек зрения. Хотя социология и обнаруживает содержательную предысторию и систематику, как гуманитарная наука она находится ныне в кризисе, поскольку в отношении ее предмета и результативности её различных методов ещё не достигнуто единогласия.

Смотрите также:
Материализм исторический