Свобода
Свобода
(Freiheit) — возможность поступать так, как хочется. Свобода — это свобода воли. Воля — по своей сущности всегда свободная воля. Проблема свободы в истории философии усложнялась тем, что многие мыслители пытались вывести из сущности свободы долг человека, пытались или вообще не употреблять понятия свободы, или употреблять, ограничив его определённым образом. Но долг никогда не может вытекать из самой свободы, а только из этических соображений. Будучи неограниченной по своей сущности, свобода как раз должна предполагать этику (см. Этика), чтобы сделать людей неограниченно ответственными за все то, что они делают и позволяют делать другим; см. Атеизм, Детерминизм, Грех, Целесообразный, Индетерминизм, Либерализм.Доказательство реальности свободы как таковой проводится онтологией в учении о слоях, в психологии — анализом оскорбительной для нормального человека характеристики его как «невменяемого», т. е. как такого человека, который не может отвечать за последствия своих действий, так как он не свободен. В истории развития понятия свободы с древних времён понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения, каузальности, судьбы). В философии древности (у Сократа и Платона) речь идёт прежде всего о свободе и судьбе, затем о свободе от политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура) и о бедствиях человеческого существования (у Эпикура, стоиков, в неоплатонизме).
В средние века речь идёт о свободе от греха и о проклятии церкви, причём возникает разлад между нравственно требуемой свободой человека и требуемым религией всемогуществом Бога. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развёртывание человеческой личности. Со времени Просвещения возникает понятие свободы, заимствованное у либерализма и естественного права (Альтузий, Гоббс, Гроций, Пуфендорф; в 1689 в Англии Билль о правах), сдерживаемое все углубляющимся научным взглядом, признающим господство всемогущей естественной причинности и закономерности. В немецкой религиозности и философии, начиная от Мейстера Экхарта, включая Лейбница, Канта, Гёте и Шиллера, а также немецкий идеализм до Шопенгауэра и Ницше, ставится вопрос о свободе как о постулате нравственно-творческого соответствия сущности и её развития. Марксизм считает свободу фикцией: в действительности человек мыслит и поступает в зависимости от побуждений и среды (см. Ситуация), причём основную роль в его среде играют экономические отношения и классовая борьба.
Связь свободы как политического и социального требования человека с проблемой свободы воли была рассмотрена О. Файтом. Требование свободы он считает обоснованным только в том случае, когда можно установить, что человек способен к свободному волеизъявлению. Тем самым социологическая проблема увязывается с антропологической. «бегства от свободы», т. е. уклонения от свободного волеизъявления. Пытаясь внести новые нюансы в теорию свободы воли в рамках этики, Файт в определённой степени следует за Н. Гартманом. Согласно экзистенциализму Хайдеггера, основным состоянием бытия является страх — страх перед возможностью небытия, страх, который освобождает человека от всех условностей действительности и, таким образом, позволяет ему достигнуть в некоторой степени свободы, основанной на ничто, выбрать самого себя в своём неизбежном возлагании ответственности на себя самого (см. Заброшенность), т. е. выбрать себя как собственное, имеющее ценность существование. Согласно экзистенциализму Ясперса, человек свободен преодолеть бытие мира в выборе самого себя и достигнуть трансценденции всеобъемлющего (см. Охватывающее). Свободное бытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю. Добрая воля обладает достоверностью безусловного, божественного; она ограничивается бессознательным жизненным упрямством простого определённого бытия и подлинного бытия. Согласно экзистенциализму Сартра, свобода — не свойство человека, а его субстанция.
Человек не может отличаться от своей свободы, свобода не может отличаться от её проявлений.
Человек, поскольку он свободен, может проектировать себя на свободно выбранную цель, и эта цель определит, кем он является. Вместе с целеполаганием возникают и все ценности, вещи выступают из своей недифференцированности и организуются в ситуацию, которая завершает человека и к которой принадлежит он сам. Следовательно, человек всегда достоин того, что с ним случается. У него нет оснований для оправдания; см. также Свобода трансцендентальная.
Смотрите также:
Этика
Атеизм
Детерминизм
Грех
Целесообразный
Индетерминизм
Либерализм
Ситуация
Заброшенность
Охватывающее
Свобода трансцендентальная