Реальность
Реальность
(Realitat; от лат. res — «вещь, предмет») — вещественность, онтологическое бытиё-в-себе, т. е. в в-себе-бытиё, абстрагированное от его рефлектированности, выводимой из познавательной связи (см. Онтология). В отличие от действительности в реальности можно различить возможность и необходимость, в то время как в действительности они совпадают. Реальность (благодаря средству реализации) приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени (см. Необходимый), что существует и является преходящим. Реальность принадлежит последним вещам, которые не нуждаются в доказательстве. Проблема, скорее, заключается в том, каким образом дана нам реальность и как мы понимаем её.Проблема эта может быть рассмотрена с различных сторон.
1. Познание реальности направляется на сущее в себе, которое,чтобы иметь возможность быть познанным, должно вступить в сознание, но как часть сознания должно сохранить известную самостоятельность по отношению к познавательному акту. Сущее в себе, выступающее как преднаходимое, имеет характер «достоверной видимости» (см. Видимость), и, кроме того, оно обладает ещё большей значительностью в качестве акта сознания, который находит сущее в себе. Поэтому познание не является просто одним из актов сознания; оно является «трансцендентным », «перешагивающим» другие содержания сознания актом, который сообщает сущему в себе особый смысл, отличающий его от других содержаний сознания.
2. Наряду с (рациональным) трансцендентным познавательным актом существуют эмоционально-трансцендентные акты, среди которых наиболее важны для проблемы реализма эмоционально-рецептивные: опыт, переживание, страдание, терпение, которые объединяются как происшествия, как затронутость чем-либо, а именно реальностью произошедшего и жёсткостью реальности вообще (например, в том случае, когда получают болезненный удар или толчок). В этом смысле я «знаю» последствия моего действия, настроение моих ближних и т. д., переживаю успех или неудачу. Эмоционально-проспективные акты (ожидание, предчувствие, готовность, подготовленность к чему- либо) также свидетельствуют о реальности, так как они являются заглядыванием в надвигающееся, в «грядущее» (см. Ситуация), которое, как мы знаем, ограничит свободу наших действий. Наконец, имеются эмоционально-спонтанные акты (влечение, желание, деятельность, действие).
В принципе они тоже являются проспективными, так как направлены на возможность вмешательства в ход событий, следовательно, на изменение грядущего путём влияния на него. Они непременно порождают уверенность как в реальности грядущего, так и в реальности последствий этих актов. Действие может быть направлено также и на лица. «Затрагивание» личности моими действиями может иметь своим следствием обратное «затрагивание» меня самого, на основании чего можно судить о гораздо большем значении реальности личности по сравнению с реальностью вещей. Все эти акты неразрывно связаны. В человеческой повседневной жизни они исчезают в одной структуре актов, которая может быть охарактеризована как свойство целостности бытия. Центром этой структуры является реальная данность; реальная определённость постоянно сопровождает человеческое существование.
Смотрите также:
Онтология
Необходимый
Видимость
Ситуация