Психология

Психология

(Psychologie; греч.) — учение о психике человека, наука о душе и душевном. Исходным материалом для психологии, поскольку она пользуется методом самонаблюдения, служат факты так называемого внутреннего опыта — воспоминания, переживания, мысли, чувства, настроения, волевые побуждения и т. п.; поскольку же она использует методы науки о выражениях, таким материалом становятся формы выражения духовных переживаний, например жесты, почерк, вообще действия любого вида.

Современная психология отличается от старой (которую завершает В. Вундт) следующими принципами: 1) в сфере психического не целое возникает из отдельного (элементов), а отдельное из целого, и, следовательно, теория ассоциации является бессодержательной; 2) душевное развитие продвигается не от специфического к всеобщему, а наоборот (см. Понятие); 3) целое обладает собственными свойствами, которые не выявляются в его составных частях (см. Гештальт-качества, Структурная психология); 4) возникновение психической целостности протекает не произвольно, а по законам гештальта; 5) если психическое явление представляет собой часть целого, то оно имеет другие свойства, чем когда оно выступает обособленно (см. Система отношений, Теория поля).

В поисках поддающихся описанию структуры и целостности новейшая психология все больше отходит от того, чтобы допускать наличие метафизической души как имеющей смысл в психологическом исследовании. История психологии. Первую психологию написал Аристотель; он рассматривал душу как «первую энтелехию», т. е. как одушевлённую основу (принцип) тела с тремя основными способностями — питанием, ощущением и мышлением. И только на основе прогресса естественных наук в XVI в. аристотелевская психология, господствовавшая в основном в течение всего средневековья, сменилась новой психологией, в центре которой стояло убеждение в том, что причинность закономерно определяет душевную жизнь. Это механистическое понимание душевной жизни представляли Гоббс и Спиноза. В английской ассоциативной психологии (Гартли, Юм — в XVIII в., позже — Джеймс Милль, Дж. Ст. Милль, Бэн, Спенсер и др.) была сделана попытка представить душевную жизнь в качестве естественного и равным образом «механического » результата побуждений к представлению, подчиняющихся ассоциативным законам. Гербарт пытался создать психологию, подобную естественным наукам, т. е. придать ей математическую оформленность всюду, где это только возможно. Прогресс психологии чувств (И. Мюллер, Э. Г. Вебер, Гельмгольц и др.), обоснование психофизики в качестве точной теории об отношении души и тела (Фехнер), результаты анатомии мозга в совокупности с физиологией, применение к психологии учения о развитии (Дарвин, Герберт Спенсер и др.), обоснование научной зоопсихологии, детской психологии и психологии народов, объединение психологии с социологией и, наконец, создание экспериментальной психологии — все эти отдельные науки в XIX в. определяли психологическое исследование.

Наконец, с начала XX в. психология — благодаря психологии целостности и характерологии — все больше и больше освобождалась от препятствий, которые она встречала в виде механистических и психологистических попыток её интерпретации, причём не были недооценены и некоторые подходы современной психологии (Фрейд, Адлер, Юнг, см. также Глубинная психология). В середине века в Европе распространилась американская психология с её в основном эмпирически-психометрической и бихевиористской направленностью, что породило опасность новой односторонности, тем более что ряд важных понятий немецкой психологии был отброшен ещё в начале столетия. На современном этапе своего развития психология ориентирована на психотерапию и практику воспитания, вместе с тем она занимается прежде всего конкретными вопросами, порождаемыми социальной повседневностью.

Смотрите также:
Система отношений
Теория поля
Глубинная психология