Понятие

Понятие

(Begriff) — простейший акт мышления в противоположность суждению и умозаключению, которые состоят из понятий. По Зигварту, понятие есть «представление, содержащее в себе требование постоянности, совершенной определённости, всеобщего признания, однозначного языкового выражения». От понятий логики подчас очень сильно отличаются понятия, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, поскольку в последних вещи классифицируются преимущественно по типам, а не по общим признакам (прямоугольник, длина сторон которого составляет 1 и 150, относится не к типу прямоугольника, а к типу «лента» и поэтому обозначается понятием «лента»).

Так, в мышлении народа или отдельного человека понятия образуются не путём восприятия и объединения в понятии присущих группе предметов одинаковых признаков (см. Вид), а благодаря тому, что сначала воспринимаются и перерабатываются в понятия существенные свойства (см. Wesen) вещей (для многих городских детей всякое крупное четвероногое животное есть собака, «ав-ав») и что эти немногие, широкие, но не чёткие понятия лишь постепенно начинают подразделяться на многочисленные узкие и резко разграниченные понятия, ибо в сфере данного познаётся прегнантное, точно так же как и все увеличивающееся количество ступеней, ведущих к прегнантное, точно так же как и все увеличивающееся количество ступеней, ведущих к прегнантности или от неё. Объем обычных понятий совпадает со сферой прегнантности.

Так, например, донаучному мышлению были неизвестны такие понятия, как квадрат, прямоугольник, параллелограмм, трапеция, ромб, а было известно только понятие «четырёхугольник », при этом имеется в виду прежде всего правильный четырёхугольник, а именно квадрат. В это понятие «четырёхугольник» входят все прямоугольники, которые относятся к сфере прегнантности четырёхугольника, т. е. все те, которые по своей форме подобны квадрату. Как новую ступень (уменьшающейся) прегнантности можно считать «четырёхугольник формата почтовой открытки», затем как следующую ступень — ромб. Между ступенями прегнантности расположены фигуры, которые с меньшей правильностью, несовершенно или даже плохо воплощают понятие «четырёхугольник», сущность которых недостаточно ясна и которые поэтому не могли быть определены донаучным мышлением как понятия.

Кроме самого акта мышления при рассмотрении понятия следует различать следующие моменты: содержание мышления (то, что относится к понятию) и предмет понятия (независимый от мышления объект), затем — объем понятия (совокупность вещей, которые охватываются данным понятием) и содержание понятия (совокупность объединённых в нем признаков одного или нескольких предметов). Относительно познавательного значения понятия см. Сфера мышления. Далее различают абстрактные, или общие, понятия (в математике имеются только такие; см. также Всеобщее) и единичные, или индивидуальные, понятия. Мышление при помощи понятий, включая также понятия индивидуальные, представляется менее содержательным, чем (по своему происхождению более раннее) созерцание, но оно позволяет глубже проникать в явление; без него не может обойтись познание, без понятия нельзя выйти за пределы опыта (см. Трансцендентальный); без понятийного мышления невозможна также метафизика.

Смотрите также:
Wesen
Вид
Трансцендентальный