Память

Память

(Gedachtnis) — способность сохранять восприятия и представления после момента переживания; память означает также (образно выражаясь) хранилище. Локк считал, что для мыслящего существа после восприятия самым необходимым является память; её значение так велико, что там, где она отсутствует, все остальные наши способности по большей части оказываются бесполезными; в своём мышлении, умозаключениях и познании мы не могли бы выйти за пределы непосредственно данных нам объектов без содействия памяти. В то время как воспоминание является психическим актом, актом использования достояния памяти, сама память является некой скрытой силой, обладающей способностью известным образом мобилизовать это достояние и сделать возможным его использование. У различных животных, а также у отдельных людей сила памяти и её направленность различны.

Согласно теории памяти, каждое переживание оставляет «след» в больших полушариях мозга и память может действовать только в том случае, если создаётся связь между этим следом и новым переживанием. О природе образования этой связи существуют только предположения. Сомнительным является предположение психологической теории, состоящее в том, что след нового переживания должен совпасть со старым следом, чтобы могло вспомниться старое переживание, или что при частом повторении какого-нибудь переживания (например, при обучении) в больших полушариях головного мозга прокладывается путь из специальных проводников возбуждения. При узнавании речь идёт, вероятно, об образовании пары (как она образуется, например, в поле восприятия между двумя видимыми точками одинакового цвета при условии, что свойство промежуточного поля достаточно отличается от обоих членов пары) между образом восприятия и (бессознательным) образом-следом, причём степень сходства и близость (пространственная и временная) имеют решающее значение. Образ-след изменяется с течением времени. Во-первых, он отождествляется с массой остальных образов-следов, теряет себя в них и становится в определённой степени неуловимым для нового переживания (начинающееся и прогрессирующее забывание).

Во-вторых, он изменяется таким образом, что вспомнившееся или благодаря внешнему поводу воспроизведённое в памяти имеет более чёткий образ, чем само соответствующее переживание; в памяти, как и в восприятии и представлении, господствует тенденция к чёткости, прегнантности, и образ-след улучшается в направлении «хорошего» образа (см. Гештальт). Последний имеет своим следствием то, что «то же самое, с точки зрения образа не отличающееся образование, если с ним вторично сталкиваются спустя довольно продолжительный промежуток времени, выглядит непосредственно во много раз хуже, блекнет и т. д. Улучшенный след старого восприятия является действенным в качестве скрытого масштаба нового восприятия, и для этого нет необходимости вызвать образ представления ранее виденного или же воспоминание о первой встрече» (W. Metzger. Psychologie, 1957).

Известны теории памяти: метафизическая теория анамнезиса, ведущая своё начало от Платона, психологическая теория — со времени Аристотеля; с начала нового времени — ассоционистская теория, психологическая теория XIX в. В духе последней Эвальд Геринг в своём произведении «Uber das Gedachtnis» [«О памяти»] (1870) пытался представить память как «всеобщую функцию организованной материи» и рассматривал также процессы наследования как осуществление этой функции. Р. Семон развил дальше эти идеи в своей теории мнемы, подробнее разработанной Блейером в его теории памяти. Кибернетические сравнения памяти с «запоминающим устройством» компьютера между тем ведут к новым исследованиям, в которых используется теория моделирования и обнаруживаются математизированные структуры, с помощью которых предполагается точно определить механизм удержания в памяти представлений, законы ассоциации, языковые феномены, процессы обучения и т. п. Ведущую роль здесь играют американские математики- программисты и русские исследователи, с точки зрения которых описание психических процессов и функций мышления, по всей вероятности, может быть сведено к соответствующим мозговым структурам и физиологическим процессам.

Смотрите также:
Гештальт