Онтология

Онтология

(Ontologie; от греч. on — «сущее» и logos — «учение» — наука о бытии) — учение о бытии как таковом, о всеобщих значениях и определениях бытия. С начала XVII в. у Гоклениуса (1613), Клауберга (1656) и, наконец, у Христиана Вольфа онтология есть не что иное, как метафизика бытия и вещей, являющаяся основой метафизики вообще. Считая онтологию бессодержательной метафизикой, Кант заменяет её своей трансцендентальной философией.

У Гегеля онтология является только «учением об абстрактных определениях сущности». После Гегеля онтологические учения встречаются уже чрезвычайно редко. В XX в., в процессе отхода от неокантианства и поворота к метафизике, онтология вновь возрождается. У Гюнтера Якоби и особенно у Н. Гартмана — как строго предметная философия бытия, а у Хайдеггера — в смысле фундаментальной онтологии. Различие между старой и современной формами онтологии заключается в том, что старая онтология рассматривала весь мир в его отношении к человеку, все формы и связи реального мира с его богатством переходов — как приспособленные к человеку. Человек благодаря этому становился конечной целью мирового порядка. Новая же онтология выработала чрезвычайно широкое понятие реальности, сообщив полную реальность духу и пытаясь с этой позиции определить автономное бытие духа и его активность в отношении к автономному бытию остального мира. Старая онтология ограничивала сферу реального лишь материальным. Реальное привязано к неповторимости и единственности индивидуальных реальных случаев (см. Необходимый).

Вневременное всеобщее считалось в старой онтологии бытием высшего порядка, даже единственно истинным бытием. «Царство, когда-то считавшееся сферой совершенного, царство сущностей, слабым отблеском которого должны быть вещи, как раз это царство оказалось неполноценным бытием, которое может быть понято только в абстракции. В этом и заключено, очевидно, явственное различие между старой и новой онтологией» (N. Hartmann. Neue Wege der Ontologie, 1949). Тот факт, что в современной онтологии большое место занимает категориальный анализ, объясняется её сущностью.

Смотрите также:
Необходимый