Омассовление

Омассовление

(Vermassung) — современные формы образования масс; в отличие от естественного возникновения институтов масс (см. Масса в социальном смысле), которое имеет биологические, животно-социологические и коллективно-психологические мотивы, омассовлением называется главным образом осуществляемый людьми и охотно поддерживаемый современными государствами процесс, который стал возможным в эпоху развития промышленности из-за обезличивания, нивелирования и лишения индивида его корней. Вытекающие отсюда анонимность, снижение индивидуальности и неуверенность среди себе равных ведут к коллективной пассивности, что облегчает, путём внушающего воздействия, возможность негласно объединять в «группы интересов» одинаково направленные интересы — от любопытства и игрового азарта до стремления к экономическому успеху или скрытой неудовлетворённости существующим положением, управлять ими, «удовлетворять » их, а также ориентировать на прагматично типизированные интересы и формы жизни.

Массовые мероприятия (в особенности спортивные), массовое потребление, массовый туризм, потребительское счастье, коммерческая управляемость восприятия искусства и пр., а также современные средства массовой коммуникации (см. Средства массовой информации) и реклама являютсязримыми явлениями и частично причинами прогрессирующего омассовления. Существенным для поведения индивида в процессе омассовления есть его неспособность, исходя из внутренней свободы, отказаться от «хождения в ногу» и групповой"сопринадлежности" в пользу «самообретения» в рамках индивидуального формирования образа жизни.

Смотрите также:
Масса в социальном смысле
Средства массовой информации