Ожидание гибели
Ожидание гибели
(Untergangserwartung). — Наиболее известное выражение идеи ожидания гибели мы находим у Ницше в предисловии к его работе «Воля к власти»: «Вся наша европейская культура уже с давних пор движется в какой-то пытке напряжения, растущей от десятилетия к десятилетию, как бы направляясь к катастрофе: беспокойно, насильственно, порывисто, подобно потоку, стремящемуся к своему исходу, не задумываясь,боясь задуматься». Альфред Вебер считает, что результатом всей предшествующей истории является возвращение к страху первобытных народов перед миром и существованием («Kulturgeschichte als Kultursoziologie», 1935).В начале XVI в. Ульрих фон Гуттен ещё мог провозглашать: «О столетие! О наука! Какое удовольствие жить!» — обнаруживая тем самым веру в прогресс, которая нашла затем свою опору в философии Просвещения и имманентном оптимизме диалектического материализма. Этой веры сегодня ещё придерживаются и должны придерживаться широкие массы, ибо совершенно противоестественно жить без надежд на будущее. Эти надежды основаны на том соображении, что мы находимся в переходном состоянии: покорение природы и техника опережают в своём развитии совершенствование моральных способностей человека, и все несчастья являются результатом возникающего отсюда напряжения. Уже Кант в работе «Das Ende aller Dinge» [«Конец всего сущего»] говорил о «естественности » того, что «прогресс человеческого рода, культуры, талантов, способностей и вкусов опережает развитие моральности», но он ничего не сказал о том, что это напряжение можно компенсировать воспитанием и установить на земле гармонию между материальными и духовными силами. В социологии говорят о неспособности нашего социального мышления и социальных учреждений поспеть за прогрессом науки и техники. Это явление, называемое в американской социологии «cultural lag» (см. W. F. Ogbum. Social change, 1922), угрожает нашей культуре и должно быть устранено; см. также Хилиазм, Функционер, Шпенглер.
В настоящее время ожидание гибели как представление о некоем неизбежно наступающем культурно-историческом событии отступает на задний план и главное беспокойство вызывает опасность самоуничтожения культуры посредством атомного оружия.
Смотрите также:
Хилиазм
Функционер
Шпенглер