Аристотель

Аристотель

(Aristoteles) — как и Платон, является величайшим философом Древней Греции; р. 384/383 до н. э. (Стагир, поэтому и называемый Стагиритом) — ум. 322/321 до н. э. (Халкида на о. Эвбея). Учился у Платона, не став, собственно, его учеником, воспитатель Александра Великого. В 335 до н. э. основал в Афинах так называемую перипатетическую школу (перипатос — галерея, в которой он проповедовал своё учение); обвинённый после смерти Александра в безбожии, он в 323/322 до н. э. бежал в Халкиду.

Аристотель является основателем собственно научной философии; в его учении отдельные науки получили освещение с точки зрения философии; Аристотель оказал огромное, пожалуй самое сильное по сравнению со всеми жившими до него философами, влияние на развитие человеческой мысли (см. Аристотелизм), в особенности благодаря созданной им философской системе классификации научных дисциплин, которая сохранилась лишь в частично разработанном виде. Основу этой системы составляют логика и метафизика. Логика, созданная Аристотелем и названная им «аналитикой» (название «логика» было введено стоиками), — это учение об основных логических законах, понятии, суждении, умозаключении, об определении, доказательстве, а также о методах доказательства или опровержения; это учение изложено в шести сочинениях, составляющих его «Органон». Учение о категориях (сущность, отношение, место, время, качество, количество, действие, страдание, обладание, положение) стоит на границе между логикой и метафизикой. В этом учении Аристотель различает вещество (материю) и форму (силу, мышление), которые первоначально представляют собой не связанные друг с другом возможности, в единстве же составляют действительность.

Высшая действительность — Бог: мысль мысли, чистая форма, недвижимый двигатель.

Философские дисциплины по их содержанию Аристотель делит на теоретические («первая философия », позже названная метафизикой, математика, физика, включая психологию), практические (этика, политика, экономика) и поэтические (техника, эстетика, риторика). Физика, или натурфилософия, сначала была учением о конечной земле, которая, оставаясь неподвижной, вечно парит в центре видимого звёздного неба; о четырёх элементах: огне,

воде, воздухе, земле; о четырёх качествах или силах: силах: холоде и тепле, сухости и влаге; о шести видах движения : возникновении и уничтожении, росте и старении, изменении качества и места; о двух видах сил: неорганической энергии и органической энтелехии; о трёх родах «причинности»: сущности, причине, цели. Натурфилософия органических тел получила у Аристотеля особенно широкое развитие. Мышление, разум — это то, что в человеке является специфически человеческим; человек имеет следующие основные функции, общие с животными: раздражимость (ощущение) и способность свободного перемещения в пространстве благодаря движениям тела; наконец, он имеет общие функции с растениями — питание и размножение. Душа человека соприкасается с основами растительного и животного мира как «первая энтелехия тела»; с ними не связан интеллект, который пассивен как вместилище идей, активен и вместе с тем бессмертен как пытливая мысль. Эта «теоретическая жизнь», как это явствует из этического учения Аристотеля, одновременно является центром, в котором заключены высшие теоретические (дианоэтические) добродетели и истинное блаженство.

Напротив, практические добродетели не полностью подчинены господству разума; поэтому в этой области действует правило: избегай крайности и придерживайся середины (см. Добродетель). В своих политических взглядах Аристотель исходит из понимания человека как «zoon politicon» («политическое животное »), в сферу жизни которого входят семья, общество (община), государство. Государство (как и экономику) Аристотель понимает «буржуазно», очень реалистически: государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен как можно наилучшим образом, с лучшим старанием управлять людьми — такими, каковы они есть, и прежде всего заботиться о физическом и моральном воспитании молодёжи. Наилучшие государственные формы суть монархия, аристократия, умеренная демократия, оборотной стороной которых, т. е. наихудшими государственными формами, являются тирания, олигархия, охлократия (господство черни). Соч.: «Органон», «Метафизика », «Физика», «О животных», «Никомахова этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика» и др. — изд. Берлинской академией (1831 г.).

Смотрите также:
Аристотелизм
Добродетель