Локк

Локк

(Locke) Джон — английский философ, психолог, педагог; р. 29.8.1632 (Рингтон, близ Бристоля) — ум. 28.10.1704 (Отс, Эссекс); главный представитель эмпиризма, теорию познания строил на основе психологической теории сознания (чем проложил путь психологии в современном смысле, т. е. психологии как анализу эмпирического сознания), создав тем самым систему педагогики, предметом которой была отдельная личность. Исследовал происхождение, достоверность и объем человеческого знания, а также основы и степень веры, мнения и соглашения с точки зрения психологии и теории познания; этим он хотел побудить человека не заниматься в безмятежном спокойствии ввиду ограниченности познания вещами, которые выше его способности понимания.

Локк отрицал врождённость идей, какими бы они ни были, теоретическими или этическими. Напротив, сознание, по Локку, сначала чисто, как белая бумага, tabula rasa, и только с помощью опыта оно приобретает содержание, которое Локк назвал «идеями». Опыт не является ни (внешним) восприятием (ощущением), ни (внутренним) самонаблюдением (рефлексией). Опыт различен у всех индивидов и народов, а потому также безусловно само различие высших принципов. Согласованность между ними существует в крайнем случае от природы или по привычке. Для Канта, например, большую роль сыграло учение Локка о первичных и вторичных качествах. Телам свойственны и в любом состоянии неотделимы от них величина, форма, число, положение, движение или покой. Это первичные качества тел, которые мы воспринимаем такими, каковы они есть в действительности. Напротив, цвета, запахи, вкусовые свойства и т. д. суть вторичные качества, которые возникают в нас как чисто субъективные представления посредством воздействия невидимых частиц на наши чувства. Сложное содержание может быть образовано только в соответствии с опытом; свободное комбинирование, по Локку, ведёт к фантастическим представлениям.

Высший принцип Локка гласит: Nihil est in intellectu, quod non ante fuerit in sensu (лат.: Нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущениях, в чувствах); однако при этом он признавал наличие известной разборчивости разума (dispositions of the mind). В своём учении о государстве Локк ограничивает деятельность государства самым необходимым и требует конституционного правительства на основе суверенитета народа, которое гарантировало бы и равное право для всех, а также разделение власти. В этике Локк обозначает как благо то, что побуждает или усиливает радость, а противоположное — как беду. Высший закон — всеобщее благо. Как философ религии, Локк учил: то, что Бог являлся, — пожалуй, абсолютно истинно; но возможно божественное откровение или нет, может судить только разум, но не церковная догма; Локк близко стоит к естественной религии.

Смотрите также:

  • Вальденфельс
    (Waldenfels) Бернхард — философ-феноменолог; p. 17.2.1934 (Эссен); профессор ...
  • Бесконечное
    (unendlich) — то, конец чего не может мыслиться; то, границы чего ...
  • Ремке
    (Rehmke) Иоханнес — философ; р. 1.2.1848 (Эльмсхорн) — ум. 23.12.1930 ...
  • Дикеарх из Мессины
    (Dikaiarchos von Messene) — греческий философ (ок. 320 до н. э.); ученик ...