Лейбниц

Лейбниц

(Leibniz) Готфрид Вильгельм — философ, физик, математик, историк и дипломат; р. 1.7.1646 (Лейпциг) — ум. 14.11.1716 (Ганновер); один из самых универсальных и плодотворных учёных XVII в. Сначала он находился под влиянием своих учителей — Якоба Томазия (Лейпциг) и Эрхарда Вейгеля (Йена), позднее канцлера майнцского курфюрста Иоганна Христиана фон Бойнебурга (перешедшего в другую веру); при нём (1667–1674) Лейбниц состоял на службе у майнцского курфюрста (отсюда постоянные усилия Лейбница, направленные на установление соглашения между протестантской и католической церковью), тогда же (в 1672–1676 — в Париже, в 1673 — в Лондоне), устанавливая связи с учёными, Лейбниц заложил основания Академии наук в Берлине (1700; действуя здесь главным образом через королеву Софью Шарлотту Прусскую), Вене и Петербурге (1711). В 1676–1716 находился на службе в Ганновере, будучи с 1696 политическим советником по внешним делам (в 1683 вышло его сочинение, направленное против Людовика XIV, — «Mars christianissimus», т. е. «Всехристианский бог войны») и историографом дома Вельфов, которые так и не оценили по заслугам его сорокалетней, испытанной в самых конфиденциальных миссиях службы.

«Его жизнь протекала в неутомимой деятельности, но эта деятельность не была целеустремленной, а жизнь его была („монадической“), уединённой, вне сложившегося круга профессуры; однако Лейбниц всегда был живо связан со многими исследователями. Так случилось, что Лейбниц писал свои работы только по какому-либо определённому поводу — немногие резюмирующие наброски и бесчисленные письма. Далеко не все из того, что им хранилось в Ганновере, было опубликовано» (G. Kruger. Leibniz, die Hauptwerke, 19675, Kroners Taschenausgabe. Bd. 112).

Период до 1680 в жизни Лейбница отмечен его освобождением от неосхоластики; в основном же в это время он занимался политикой, теологией, естественными науками и математикой. Только после 1680 он выступает и со своими философскими работами и мыслями, облечёнными в форму писем и журнальных статей; вышедшая при его жизни «Theodizee» (1710; рус. пер.: Теодицея, 1887–1892), объясняющая и защищающая этот мир как лучший из возможных и Бога как его творца, представляет собой, по сути дела, теологию (естественную); философское сочинение «Neue Versuche liber den menschlichen Verstand» (рус. пер.: Новые опыты о человеческом разуме, 1936) появилось в печати только после смерти Лейбница (1765, окончено 1704). Взгляды Лейбница не раз претерпевали изменения, но они шли в направлении решения проблемы создания законченной системы, примиряющей противоречия, стремящейся учесть все детали действительности, — как наглядной, так и абстрактной, — системы, которую Лейбниц, конечно, представлял лишь фрагментарно.

Основные мысли Лейбница: 1) разумная соразмерность и божественная связанность Вселенной; 2) значительность индивидуального, личного в этой Вселенной; 3) гармоничность Вселенной в целом и в индивидуальном; 4) количественно и качественно бесконечное многообразие Вселенной; 5) динамичность основного состояния Вселенной. Исходя из схоластического учения о всеобщих метафизических сущностях (formae substantiates), Лейбниц поднимается до утверждения принципа творческого мышления у индивидуальных субстанций. Математический метод здесь казался ему вполне достаточным, пока он не уяснил себе его ограниченность.

В тесной связи с учением Декарта о ясном и отчётливом познании, или мышлении, нерешёнными проблемами которого он занимался, Лейбниц развивает аналитическую теорию о мыслящем, или познающем, сознании. В области естественно- научной он отходит от механики и подходит к энергетике (здесь сыграли роль результаты наблюдений с помощью микроскопа жизненных процессов, протекающих в организме). С другой стороны, он дошёл до различения абстрактных истин и истинности фактов. Среди многочисленных статей, заметок, писем особенно выделяется своей завершённостью его знаменитый труд «Монадология», излагающий учение о монадах. Монадами он называет простые телесные, духовные, более или менее сознательные субстанции; их действующие силы заключаются в представлениях. Различие монад состоит в различии их представлений. Бог есть первомонада, все другие монады — её излучения. То, что нам кажется телом, в действительности есть совокупность множества монад. Душа тоже монада. Минералы и растения — как бы спящие монады с бессознательными представлениями; души животных обладают ощущениями и памятью; человеческие души способны к ясным и отчётливым представлениям, Бог же обладает исключительно адекватными, т. е. наиболее осознанными и наиболее объективными представлениями. Ход представления каждой монады замкнут в самом себе; ничто из неё не выходит и ничто не входит в неё.

Учение Лейбница о монадах дополняется его учением о «предустановленной гармонии». Согласно ему, Бог создал все субстанции таким образом, что, следуя с полной самостоятельностью закону своего внутреннего развития, каждая из них одновременно в каждое мгновение находится в точном соответствии со всеми другими. И учение о монадах и учение о «предустановленной гармонии » имеют значение, по Лейбницу, для всех существ телесного, душевного и духовного склада — как для них самих, так и для их отношений между собой, в частности для соотношения тела, души и духа внутри человеческой личности. Кроме школы Лейбница — Вольфа Лейбниц оказал влияние также на Гер дера, Гёте, Шиллера и немецкий идеализм, а позднее — на Гербарта и Лотце.

Смотрите также:

  • Сиджвик
    (Сиджуик) (Sidgwick) Генри — английский философ; р. 31.5.1838 (Скиптон, ...
  • Фараби
    (аль-Фараби) (Farabi; al [Alfarabi]) — арабско-тюркский философ; р. ок. 870 ...
  • Брейзиг
    (Breysig) Курт — историк, социолог и представитель философии ...
  • Проекция
    (Projektion; лат.) — вынесение вовне; проекция ощущений — ...