Учитель, назначение учителя

Учитель, назначение учителя (Бетран Рассел: «Словарь разума, материи и морали»)

Назначение учителя, однако, состоит не только в смягчении пыла современных споров. У него есть более положительные задачи, и он не может быть учителем, не будучи вдохновляем желанием эти задачи разрешить. Учителя в большей мере, чем любой другой класс, являются хранителями цивилизации. Им должно быть присуща тонкое понимание того, что такое цивилизация, и желание наделить цивилизованным мироотношением своих воспитанников.

Не пригоден к делу воспитания тот, кто не считает каждого ученика самоцелью, со своими правами и своим характером, а считает просто деталью в составной картинке, солдатом в полку или гражданином в государстве. Началом мудрости в каждом социальном вопросе, и прежде всего в образовании, является обращение к человеческой личности.

Я не думаю, что образование должно быть для кого-нибудь единственной профессией; им следует заниматься в течение самое большее двух часов в день людям, проводящим остальное время вдали от детей. Общество юных утомительно, в особенности когда избегают строгой дисциплины.

Учителям следует поощрять разумное несогласие со стороны их воспитанников и даже настаивать на их знакомстве с книгами, выражающими взгляды, противоположные точке зрения наставника. Однако делается это редко, и поэтому большая часть образования состоит в постепенном внушении необоснованной догмы, вытесняющей дух исследования. Это приводит (не обязательно из-за какого-либо промаха учителя, а из-за учебной программы, требующей слишком много явного знания) к поспешности и чрезмерной определённости.

Смотрите также:

Цитаты из следующих работ Б. Рассела: