Стоицизм

Стоицизм (Бетран Рассел: «Словарь разума, материи и морали»)

До недавнего времени место стоицизма в жизни, вероятно, в некоторой степени недооценивалось, особенно создателями прогрессивной системы образования. Когда угрожает несчастье, существуют два выхода из положения: можно пытаться избежать несчастья, и можно его достойно встретить. Первый метод превосходен, если он не ведёт к трусости; но рано или поздно необходим и второй — для тех, кто не согласен быть рабом страха. Такую установку формирует стоицизм.

Стоицизм, в отличие от более ранних чисто греческих философских течений, эмоционально узок и в некотором смысле фанатичен; однако он содержит религиозные элементы, потребность в которых почувствовал мир и которых, по-видимому, греки не могли дать.

Эти отрывки позволяют очень ясно показать внутреннюю противоречивость этики и теологии стоиков. С одной стороны, вселенная является жёстко детерминированным единым целым, все происходящее в котором является результатом предшествовавших причин. С другой стороны, индивидуальная воля совершенно автономна, и никто не может быть принуждён к греху внешними причинами. Это одно противоречие, но есть и другое, тесно связанное с ним. Поскольку воля автономна и лишь добродетельная воля — благо, один человек не может совершить ни добро, ни зло по отношению к другому; следовательно, доброжелательность — это иллюзия.

Смотрите также:

Цитаты из следующих работ Б. Рассела: