Пропаганда

Пропаганда (Бетран Рассел: «Словарь разума, материи и морали»)

Мы начинаем понимать искусство оптового производства мнений по аналогии с производством булавок. Методы ещё не вполне совершенны, но можно надеяться, что в следующем столетии почти каждый гражданин той или иной страны почти по каждому вопросу будет иметь такие взгляды, которые желает ему внушить правительство этой страны.

Пропаганда имеет успех только в том случае, когда она в чём-то созвучна объекту воздействия — его стремлению к бессмертию души, к здоровью, к величию своей нации и так далее. Там, где нет этого принципиального основания для молчаливого согласия, на заявления властей смотрят с циничным скептицизмом.

Искусство пропаганды в том виде, в котором им владеют современные политики, является производным от искусства рекламы. Психологическая наука в большом долгу перед рекламодателями. Прежде большинство психологов, вероятно, полагали, что человек не может убедить большое число других людей в отменном качестве своей продукции исключительно путём настойчивых заявлений, что продукция превосходна. Однако опыт показывает, что психологи ошибались.

Пропаганду можно определить как любую попытку путём убеждения привлечь человеческие существа на одну сторону в каком-либо споре. Таким образом, пропаганда отличается от преследования своим методом, который избегает насилия, а от обучения — своей целью, которая состоит не в распространении знаний, но в порождении своего рода чувства солидарности (party feeling).

Смотрите также:

Цитаты из следующих работ Б. Рассела: