Бихевиоризм

Бихевиоризм (Бетран Рассел: «Словарь разума, материи и морали»)

Точка зрения «бихевиористов» сводится к тому, что нет других способов познания, кроме внешнего наблюдения. Они полностью отрицают существование особого источника знания — «интроспекции», — посредством которого мы знаем о себе то, что никогда не могли бы наблюдать в других. Они никоим образом не отрицают, что в нашем сознании может происходить все, что угодно: они лишь утверждают, что то, что происходит, не подвластно научному наблюдению, и поэтому бихевиористы не считают психологию наукой.

Возможно, в этом месте следует высказать моё собственное воззрение на «бихевиоризм». Эта философия, главным протагонистом которой является д-р Джон Б. Уотсон, полагает, что все, что мы можем знать о человеке, может быть открыто лишь с помощью метода внешнего наблюдения, то есть что нет никакой существенной и необходимой зависимости наших знаний от данных наблюдателя, который одновременно являлся бы объектом наблюдения. В принципе я не согласен с этой точкой прения, но я думаю, что она содержит гораздо больше истины, чем это полагает большинство людей, и что было бы желательно развить бихевиористский метод, насколько это возможно. Я считаю, что знание, полученное таким методом,- при условий, что мы принимаем физику, — самодостаточно и не нуждается ни в одном из своих звеньев в обращении к данным интроспекции, то есть к данным, полученным посредством наблюдений, которые человек может проделать над собой, а не над кем-либо другим. Тем не менее я считаю, что такие наблюдения существуют, и что существует Знание, которое покоится на интроспекции.

Смотрите также:

Цитаты из следующих работ Б. Рассела: