Бентам
Бентам (Бетран Рассел: «Словарь разума, материи и морали»)
Бентам не различал удовольствие и счастье и решительно отказывался приписывать качественное превосходство тому, что называют «высшими» удовольствиями. По его словам, «при равном количестве доставленного удовольствия детские игрушки ничуть не хуже поэзии». Тем не менее, на практике его доктрина была почти аскетической. Он считал, что величайшим из всех удовольствий является самодовольство (self-approbation). Поскольку люди склонны ценить сегодняшние удовольствия выше, чем будущие, мудрый человек будет стремится к благоразумию и самоограничению. Вообще, Бентам и его последователи искали счастья в тяжёлом труде и почти полном равнодушии к чувственным удовольствиям. Без сомнения, это было вопросом темперамента и не может быть объяснено как дедукция из доктрины; однако в результате их мораль по своей суровости не отличалась от морали их оппонентов.В системе Бентама существует явный пробел. Если каждый человек всегда стремится к своему собственному удовольствию, как нам добиться того, чтобы законодатель стремился к удовольствию человечества в целом? Свойственное самому Бентаму человеколюбие (которое ему помешали увидеть его психологические теории) скрыло от него эту проблему. Если бы ему доверили составление кодекса законов для какой-либо страны, то он обосновал бы свои предложения тем, что он считал общественными интересами, но не своими собственными или сознательно выбранными интересами своего класса. Но если бы он понял этот факт, ему пришлось бы изменить свои психологические доктрины.
Смотрите также:
Личная выгода