Материя
Материя (Бетран Рассел: «Словарь разума, материи и морали»)
Материальный предмет, как это известно эмпирически, является не единичной существующей вещью, а системой существующих вещей. Когда несколько человек одновременно видят один и тот же стол, все они видят его по-разному; таким образом, «этот» стол, который, как предполагается, все они видят, должен быть либо гипотезой, либо конструкцией. «Этот» стол нейтрален по отношению ко всем наблюдателям: он не отдаёт предпочтение точке зрения одного человека за счёт точки зрения другого.Для философов главное в современной теории — это исчезновение материи как «вещи». Оно было замещено эманациями локальности — явлениями, характерными для населённых призраками комнат в рассказах о привидениях. Как мы увидим в следующей главе, теория относительности, используя другую аргументацию, ведёт к аналогичному разрушению твёрдости материи. Все виды событий, происходящие в физическом мире, столы и стулья, Солнце и Луна, даже наш ежедневный хлеб, становятся бледной абстракцией, не более чем законами, которые проявляются в определённых рядах событий, распространяющихся из определённых областей. Слово «материя» в философии является обозначением проблемы. Допуская, что через восприятие мы убеждаемся в существовании чего-то отличного от нас самих (допущение, которое, как мы видели в предыдущей главе, Лейбниц сделал на совершенно неадекватном основании), неизбежно возникает вопрос: какова природа этого внешнего по отношению к нам? В той мере, в которой оно оказывается существующим в пространстве, мы называем его материей.
Вместо того, чтобы допускать, как мы это обычно делаем, когда исходим из некритического принятия очевидных утверждений физики, что материя — это именно то, что «на самом деле реально» в физическом мире, и что объекты непосредственного ощущения — только иллюзии, мы должны рассматривать материю как логическую конструкцию, составными частями которой будут именно такие эфемерные предметы, которые могут, когда наблюдатель оказывается присутствующим, стать фактами ощущений этого наблюдателя. То, что физики рассматривают как Солнце восьмиминутной давности, будет целой группой отдельных предметов, существующих в различные моменты времени, распространяющихся из некоторого центра со скоростью света и включающих в своё число все те визуальные данные, которые видят люди, если они сейчас смотрят на Солнце. Таким образом, Солнце восьмиминутной давности — это некоторый класс предметов, и то, что я вижу; смотря сейчас на Солнце,- это один элемент этого класса.
Сейчас едва ли не всё физики преуспели в сведении материи к двум различным видам элементов, один из которых (протон, или водород атомного ядра) несёт положительный заряд, а другой (электрон) несёт отрицательный электрический заряд. Вкратце, упуская детали и уточнения, моя точка зрения такова: фрагмент материи является системой событий; чтобы фрагмент материи был как можно меньше, эти события должны все частично совпадать, или быть «соприсутствующими». Каждое событие занимает конечную область пространства-времени, то есть пересекается с событиями, которые не пересекаются друг с другом. Определённые совокупности событий являются «точками», или, возможно, минимальными объёмами, так как существование совокупности событий, порождающих точки, сомнительно. Каузальные законы предоставляют возможность упорядочить точки (или минимальные объёмы) в четырёхмерном пространстве. Таким образом, если известны каузальные отношения некоторого события, его положение в пространстве-времени следует тавтологически.
Согласно старому взгляду, фрагмент материи был чем-то таким, что полностью сохраняется во времени, и вместе с тем никогда не присутствует более чем в одном месте в данное время. Такой взгляд на вещи, очевидно, связан с полным разъединением пространства и времени, в котором люди были уверены, прежде. Когда мы подставляем пространство-время вместо пространства и времени, мы, естественно, ожидаем, что физический мир будет получаться из составляющих, которые ограничены во времени так же, как и в пространстве. Эти составляющие представляют собой то, что мы называем «событиями». «Событие» не сохраняется и движется не так, как традиционные фрагменты материи; оно существует только на протяжении своего небольшого времени, а затем прекращается. Фрагмент материи, таким образом, будет сведён к последовательности событий.
Совокупность всех физических объектов называется «материей».Цитаты из следующих работ Б. Рассела: