Индукция

Индукция (Бетран Рассел: «Словарь разума, материи и морали»)

На практике умозаключение бывает двух видов; типичным примером первого является индукция, второго — математическое рассуждение. Первый вид является гораздо более важным, поскольку, как мы видели, он распространяется на все случаи употребления знаков и любые эмпирические обобщения, а также на те привычки, вербальным выражением которых они являются.

Я предлагаю признать эффективность индукции не потому, что мне известен какой-либо неопровержимый аргумент в её пользу, а потому что, по-видимому, в некоторых своих формах она существенна для науки и не выводится из чего-либо слишком отличного от неё самой.

Как правило, индукция — это не что иное, как наш старый друг, закон условных рефлексов или ассоциации. Ребёнок дотрагивается до кнопки, которая ударяет его электрическим током. После этого он будет избегать прикосновения к кнопке. Если он достаточно взрослый для того, чтобы говорить, он может установить, что кнопка причиняет боль, если до неё дотронуться; он сделал индуктивное умозаключение на основе единственного случая. Однако индукция будет существовать как телесная привычка, даже если он ещё слишком юн для того, чтобы говорить, и подобное равным образом встречается среди животных, при условии, что они находятся не на слишком низкой стадии развития. Теории индукции в логике представляют собой то, что фрейдисты называют «рационализацией»; другими словами, они состоят из обоснований, изобретённых впоследствии для доказательства разумности того, что мы делаем.

Индукция является вопросом, в отношении которого ни у кого нет полной ясности. Ни один из аргументов, выдвигаемых в попытках доказать целесообразность индукции, не является убедительным. Принимая индукцию, мы осуществляем акт веры. Вера — это «громкое» слово. На самом деле я имею в виду, что мы действуем по привычке.

Смотрите также:
Дедукция
Эмпиризм
Вероятность

Цитаты из следующих работ Б. Рассела: