Джеймс Уильям
Джеймс Уильям (Бетран Рассел: «Словарь разума, материи и морали»)
Я думаю, можно держать пари, что никому из когда-либо живших людей, за исключением Уильяма Джеймса, не приходила в голову мысль сравнить гегельянство с приморским курортным пансионом. В 1884 году эта статья не имела никакого эффекта, потому что гегельянство все ещё пользовалось высокой репутацией и философы не научились признавать, что их характеры как-то связаны с их мнениями.В 1912 году (дата переиздания) атмосфера изменилась по многим причинам, в том числе благодаря влиянию Уильяма Джеймса и его учеников. Я не могу утверждать, что знаю его более, чем поверхностно, за исключением его работ, однако мне кажется, что можно выделить три особенности его характера, каждая из которых повлияла на формирование его мировоззрения. Последним по времени, но первым по своим философским проявлениям стало влияние его занятий в области физиологии и медицины, которые дали ему научный и слегка материалистический уклон по сравнению с философами чисто литературного направления, черпавшими своё вдохновение у Платона, Аристотеля и Гегеля. Эта особенность доминировала в его «Психологии», за исключением нескольких важных мест, таких, как его размышление о свободной воле. Вторым элементом его философского склада явилась склонность к мистике и религии, унаследованная им совместно с братом от отца. Это вдохновило «Волю к вере» и определило го интерес к психологическим исследованиям. Третьей была попытка, реализованная со всей искренностью сознания Новой Англии, искоренить врождённую разборчивость, которая также объединяла его с братом, и заменить её демократическим чувством на манер Уолта Уитмена.
Среди выдающихся философов, за исключением ещё живущих, в личном плане наиболее впечатляет меня Уильям Джеймс. И это несмотря на абсолютную естественность и полное отсутствие всякого видимого ощущения себя великим человеком. Отсутствие демократического чувства и желания идентифицировать себя с толпой могло бы сделать из него не более чем обычного аристократа, человека, чья личная исключительность внушает уважение.
Есть разница в акцентах между Джеймсом и д-ром Дьюи. Мировоззрение д-ра Дьюи научно, и его аргументы в значительной степени основаны на исследовании научного метода, то время как Джеймс интересуется прежде всего религией и этикой. Грубо говоря, он готов защищать любое учение, которое стремится сделать людей добродетельными и счастливыми; если оно к этому стремится, оно «истинно» в том смысле, котором Джеймс употребляет это слово.
Смотрите также:
- Расчётливость
Расчётливость как природное качество принадлежит скорее ... - Синтетический
Все суждения, которые не являются тавтологиями, мы будем ... - Функция пропозициональная
«Пропозициональная функция» — это фактически выражение, ... - Аналитический
Таким образом, мы должны предположить, что природные процессы ...