Демократия

Демократия (Бетран Рассел: «Словарь разума, материи и морали»)

«Демократия» означает выбор законодательной и исполнительной власти большинством путём периодического голосования. Демократия не означает тирании меньшинства, удерживаемой силой полицейского террора, концентрационных лагерей и санкционируемых судом убийств.

Последовательно демократическое образование имеет не меньше пороков, чем аристократия, если не больше. У демократического чувства есть две стороны. Когда оно говорит: «Я так же хорош, как и ты», оно благотворно, но когда оно говорит: «Ты не лучше, чем я», оно ведёт к угнетению и становится препятствием для развития исключительных достоинств. Говоря точнее, демократия хороша, когда она воспитывает самоуважение, и плоха, когда она побуждает толпу преследовать незаурядных людей.

Демократия как метод правления сталкивается с ограничениями. Некоторые из них существенны, а других в принципе можно избежать. Существенные ограничения происходят из двух основных источников: некоторые решения должны приниматься быстро, а другие требуют знания экспертов. Демократию можно определить как равное распределение окончательной власти. Непосредственную власть невозможно распределить равным образом; должно быть правительство, осуществляющее исполнительную власть, и должны быть судебные органы. Нет никаких оснований предполагать, что желательно, даже если бы это было возможно, передать исполнительную и судебную власть непосредственно в руки избирателей. Демократия была изобретена как средство примирения правления и свободы. Понятно, что правление необходимо, чтобы существовало что-либо похожее на цивилизацию, но, как показывает история, любая группа людей, наделённая властью над другой группой, будет злоупотреблять властью, если сможет это делать безнаказанно. Демократия предназначена для того, чтобы сделать обладание властью недолговременным и зависимым от согласия народа. В той мере, в какой это удаётся, предотвращаются наихудшие злоупотребления властью.

Я сослался на Спинозу, чтобы показать, что защищаемую мной точку зрения нельзя назвать ни циничной, ни новой. Эта точка зрения заключается в том, что цели, преследуемые людьми, на самом деле эгоистичны, хотя часто и без их ведома. Конечно, бывают исключения, но они столь редки, что там, где речь идёт о больших группах (как в политике), с этим можно не считаться. Убеждение же в обратном является причиной лицемерия, морального возмущения, а также теории, утверждающей, что возможен человеколюбивый деспотизм. Если люди, за редкими исключениями, эгоистичны, то единственный путь обеспечить справедливость — это демократия, ибо деспот почти всегда будет стремиться к собственной выгоде.

Демократия — это средство (причём лучшее из тех, что были изобретены до сих пор) сокращения, насколько это возможно, вмешательства власти в свободу людей. Если нация разделена на две части, которые не могут действовать каждая в соответствии со своим мнением, то теоретически демократия обеспечивает право большинства действовать по-своему. Но демократия отнюдь не является достаточным средством, если она не сопровождается значительной передачей полномочий.

Но для того, чтобы не быть тираническим, правительство должно быть демократическим, а демократия должна понимать, что общие интересы человечества важнее борьбы интересов отдельных групп. Полностью осуществить на практике это вряд ли возможно, но, поскольку это проблема сравнения, можно надеяться на постепенное приближение к её решению. В настоящее время мир движется в сторону от того, что ценят те, кто любит свободу, но это движение не будет продолжаться вечно. Мир множество раз колебался между свободой и рабством, и те тёмные времена, в которые мы живём, вряд ли будут более продолжительными, чем прогрессивная эпоха, в которой жили наши деды.

Что касается меня, я сохраняю вкусы и предрассудки старомодных либералов. Мне нравится демократия. Мне нравится личная свобода, и мне нравится культура. Мне не нравится видеть, как невежественные и деспотичные чиновники вмешиваются без необходимости в частную жизнь; мне не нравится видеть, как творческая мысль подавляется тиранией глупого большинства. Мне не нравится преследование как большинства, так и меньшинства. Я не доверяю ни власти, ни политикам; но поскольку без правления не обойтись, я предпочитаю, чтобы оно было демократическим.

Смотрите также:
Коммунизм и демократия
Равенство и демократия
Большинство, власть большинства
Власть

Цитаты из следующих работ Б. Рассела: