Восприятие (perception)
Восприятие (perception) (Бетран Рассел: «Словарь разума, материи и морали»)
В нашем естественном окружении события часто происходят пучками; такие пучки, например, отличают кошку от другого объекта. Любое из наших чувств может испытывать воздействие стимула, связанного с некоторой характеристикой того или иного пучка. Допустим, что этот стимул имеет визуальный характер. Тогда физика позволяет сделать вывод, что от объекта по направлению к нашим глазам проходит свет определённых частот. Индукция позволяет нам прийти к заключению, что этот световой узор, который, как мы предполагаем, похож на кошку, исходит из области, в которой присутствуют также и другие свойства кошек.В какой-то мере мы можем проверить эту гипотезу при помощи эксперимента: можно потрогать кошку и поймать её за хвост, чтобы убедиться, что она мяукает. Эксперимент обычно проходит успешно; когда же это не так, неудачу легко объяснить, не прибегая к модификации законов физики. (Именно в этом отношении физика выше непросвещённого здравого смысла.) Но вся эта сложная работа индукции, в той мере, в которой она является прерогативой здравого смысла, а не науки, выполняется непроизвольно, благодаря привычке, преобразующей обычное ощущение в перцептивный опыт. Перцептивный опыт в широком смысле — это догматическая вера в то, что физика и индукция заставляют считать вероятным. Перцептивный опыт неправ в своём догматизме, но он «обычно» прав по существу.
Когда ментальное явление можно считать проявлением некоторого внешнего по отношению к мозгу объекта, каким бы нестандартным он ни был, или даже смешанным проявлением нескольких таких объектов, тогда стимулом этого явления можно считать тот объект или объекты, о которых идёт речь, или же воздействие этих объектов на один из органов чувств. С другой стороны, когда ментальное явление не настолько связано с внешними по отношению к мозгу объектами, чтобы можно было считать их проявлением этих объектов, тогда физическую причину этого явления (если таковая имеется) следует искать в мозгу.
В первом случае ментальное явление можно назвать восприятием; во втором — нельзя. Но это сравнительное, а не принципиальное отличие. Без понимания этого обстоятельства невозможна никакая удовлетворительная теория восприятия, ощущения или воображения.
Смотрите также:
- Продажа, психология продажи
Основная психологическая причина того, что мы предпочитаем ... - Образование либеральное
Задача либерального образования — дать понимание ценности ... - Супралапсариане
Можно даже найти оправдание фактора провокации в теологии ... - Счастье наибольшее
«Принцип наибольшего счастья» был самой известной формулой ...