Реализм Бертрана Рассела
Имя Бертрана Рассела неотделимо от истории формирования аналитического философского метода. Многие идеи, высказанные Расселом, были позднее развиты обладателями различных, иногда противоположных, философских взглядов. Более того, как читатель может судить по этой книге, Рассел и сам неоднократно менял взгляды. В результате он нередко выступал оппонентов тех, кто считал и себя его последователями. Кроме того, и аналитическая философия в целом никогда не была единой школой — ни во времена Венского кружка, ни тем более сегодня. Среди аналитических философов нет единства не только в отношении конкретных проблем метафизики, логики и этики, но и в отношении вопроса о том, что представляет собой сам аналитический метод. Все это делает задачу изложения метафизических взглядов Рассела чрезвычайно сложной. Вместе с тем, настоящее издание было бы неполным, если бы оно не сопровождалось хотя бы кратким обзором тех философских проблем, решения которых искал Рассел, и тех сегодняшних дискуссий, на которые так или иначе оказал влияние его мощный ум. Такому краткому обзору и посвящено настоящее послесловие.
После короткого увлечения абсолютным идеализмом в середине 1890-х, Рассел, так же, как и его коллега по Кембриджу Дж. Э. Мур, выступил с критикой неогегельянства, которое в, то время доминировало в Британии; Призыв к трезвому анализу философских понятий; призванному освободить мышление от чар метафизического тумана, и положил начало аналитической философии. Вначале отрицание абсолютного идеализма приняло у Рассела форму онтологической теории, которую он называл плюрализмом. Теория была связана с признанием реальности воображаемых объектов типа Пегаса или Шерлока Холмса, которые не существуют фактически, но могли бы существовать в случае истинности определённых высказываний о них.
Однако уже в 1905 году Рассел отвергает реальность таких логически возможных объектов; теперь он рассматривает не только описание типа «круглый квадрат», но и описание типа «Гамлет» как ничего не обозначающую дескрипцию. То, что в дальнейшем стало известно как теория дескрипций Рассела, представляет собой программу изгнания из онтологии излишних сущностей подобного рода путем переформулировки тех предложений естественного языка, которые содержат эти сущности в качестве логических субъектов. Другими словами, это программа поиска логически совершенного языка, который бы апеллировал только к реальным сущностям.
Одной из доминант философской эволюции Рассела является онтологический атомизм. Это метафизическая позиция, согласно которой мир состоит из атомов — отдельных предметов (particulars), или индивидов, причём к числу таких фундаментальных атомов Рассел также относил факты, выражаемые логическими высказываниями (пропозициями). Суждения, сформулированные в логически совершенном языке, должны быть истинны или ложны в зависимости от того, соответствуют ли они фактам. В 1908 году Рассел публикует первый набросок своей теории типов, которая затем получила развитие в фундаментальной работе «Principia Mathematical, написанной совместно с Уайтхедом. Теория типов — это не что иное, как результат применения метода логического анализа к философским проблемам математики, позволяющего устранить из математического языка обращение к самопротиворечивым сущностям. В качестве логически совершенного языка в теории типов используется новая логика, которая создавалась в те годы и которая теперь называется классической.
Рассел много раз пересматривал свои взгляды на природу элементарных атомов, из которых состоит мир. Пересматривал, как заметила Р. Б. Маркус, «без извинений, но не без оснований». Онтология раннего Рассела допускает такие сущности, как пропозиции (заменённые в 1910 году пропозициональными функциями), абстрактные свойства и отношения. Эти допущения, как известно, приводят к платонистской проблеме взаимоотношения конкретных доступных восприятию фактов, свойств и отношений с абстрактными универсалиями. В 1914 году под влиянием аргументов Витгенштейна Рассел отказывается от допущения абстрактных сущностей в качестве объектов онтологии. Простые — доступные перцепции — свойства и отношения по-прежнему считаются реальными, однако лишь в качестве свойств и отношений отдельных предметов; они не обладают самостоятельным существованием. Пропозиции и пропозициональные функции — не более чем лингвистические выражения. Мир Рассела теперь состоит из индивидов, простые свойства и отношения которых и образуют атомарные факты. В качестве индивидов принимаются события; обычные физические предметы и существа, включая людей (то, что мы привыкли называть собственными именами), предстают в виде комплексов соприсутствующих событий. В 1940 году происходит ещё один пересмотр онтологии; в результате, события, в свою очередь, предстают как комплексы простых качеств. Таким образом, мир позднего Рассела — это мир реальных универсалий, доступных непосредственному восприятию. Обычные предметы — это пучки универсалий.
Рассел характеризовал свою эпистемологическую позицию как аналитический эмпиризм. Действительно, за всеми изменениями его философских взглядов угадывается стремление опереться на опыт. Однако это опыт в очень широком смысле. Основу опыта составляет непосредственное восприятие, или «непосредственное знакомство» (acquaintance) — двуместное антирефлексивное отношение между субъектом и объектом. Антирефлексивность означает, что никто не имеет непосредственного знания о себе самом; непосредственное опытное знание Рассела направлено исключительно на внешние объекты, что в корне отличает его, скажем, от картезианской интроспекции. Другой специфической чертой аналитического эмпиризма является ассимиляция современных научных теорий, во многом объясняющая перемены во взглядах Рассела. Речь идёт прежде всего о физике (теория относительности и квантовая механика), психологии (теория рефлексов), физиологии (теория восприятия), не говоря уже о логике и математике. Научная достоверность, введённая в философию (а Рассел считал такое введение одной из основных заслуг аналитического метода), становится опорой философской честности.
Важная особенность философской позиции Рассела состоит в его приверженности традиционному метафизическому пониманию истины. Он никогда не принимал ни позитивистского тезиса о редукции истинности к наблюдению и верификации, ни прагматистской подмены истины эпистемологическим понятием «гарантированной утверждаемости». Рассел всегда отстаивал реалистическое понимание истины в терминах отношения высказываний к фактам. Эта черта его философии, наряду с признанием существования универсалий, позволяет охарактеризовать метафизическую позицию Рассела как реализм. Эволюция метафизических взглядов Рассела — это эволюция от логического (платонистского) реализма к реализму естественному (аристотелевскому). Рассел, в отличие от многих его последователей, считал собственные имена, связывающие язык с реальностью, важным элементом логического языка.
Аналитическая философия никогда не была однородной. Значительное влияние на последующее её развитие оказали взгляды Людвига Витгенштейна, который видел смысл философии в том, чтобы путём прояснения обыденного языка продемонстрировать бессмысленность традиционных метафизических вопросов. Концентрация на языке и тезис о бессмысленности метафизики объединяет такие, казалось бы, разные направления, как логический позитивизм и лингвистическая философия (шт философия обыденного языка). Влияние лингвистической парадигм бы привело к тому, что, например, вопрос о том, что такое истина или что такое благо, сегодня чаще всего понимают как вопрос об особенностях использования слов «истина» и «благо» в обыденном языке; большинство тех, кто считает себя аналитическими философами, сочтут, что вне этой формулировки вопрос лишён смысла. При этом многие сторонники лингвистического анализа допускают определённого рода метафизику — «дескриптивную» (термин П. Ф. Стросона), то есть связанную с описанием концептуальных очертаний естественного языка. Таким образом, обратное воздействие лингвистической парадигмы на метафизику проявляется в своеобразной онтологизации языка: дескриптивная метафизика считает, что, анализируя язык, мы получаем непосредственное знание о мире.
Сегодня нередко говорят о «пост-аналитической» философии. Это объясняется, во-первых, неопределённостью очертаний аналитической традиции. Если и есть какие-то принципы, объединяющие сегодня всех последователей Рассела и Мура (рационализм, требование аргументированности, стремление к беспристрастности, отсутствие склонности к системосозиданию, признание методологической существенности языка), то эти принципы настолько широки, что они объединяют также последователей Фомы Аквинского, Оккама, Локка и Брентано, не говоря уже об Аристотеле. Во-вторых, за этим термином скрывается признание универсальности «лингвистического поворота» в философии: после всего, что было сделано в XX веке в области логического и лингвистического анализа, философы уже не могут некритически относиться к языку или отрицать важность языка при решении философских проблем.
Тезис о методологической существенности языка можно понимать по-разному. С точки зрения реализма, анализ языка не является средством элиминации метафизических проблем, но является средством их прояснения; познавательные процедуры лежат за пределами чисто лингвистического анализа. Реалистические тенденции в сегодняшней аналитической философии связаны главным образом с научным реализмом (Д. М. Армстронг, Р. Харде, и др.), а также с работами в области современной реконструкции аристотелевской и томистской парадищы (Ц. Гич, А. Кенни др.)
Многие реалистические идеи Рассела были восприняты философией модального реализма, связанной с Киевской школой логического анализа" Исходным пунктом модального реализма является тезис о модальной природе универсалий. Согласно этому тезису, универсалии реально существуют в качестве модальных структур — пучков реальных возможностей. Например, «белизна» — это структура реальных возможностей каждого белого предмета; «гуманность» — это структура реальных возможностей каждого человека. Тезис о модальной природе универсалий позволяет значительно расширить круг объектов, доступных непосредственному знакомству: перцепция потенциальностей, тенденций и способностей, в отличие от перцепции общих понятий самих по себе, не является чем-то мистическим; тезис о доступности определённых аспектов потенциального бытия нашему восприятию принимали многие средневековые реалисты. Кроме того, не является чем-то мистическим перцепция обычных физических предметов, и существ, и даже социальных институтов, поскольку с каждым из этих объектов ассоциированы определённые модальные структуры. Моральные качества и, в частности, добродетели также представляют собой определённые структуры способностей и предрасположенностей к действию. Все это позволяет говорить о реалистической моральной и социальной метафизике, которая отнюдь не является дескриптивной. Модальный реализм выступает с программой пересмотра классической логики Фреге-Рассела, а также модальной логики в том её виде, в котором она существует на сегодняшний день; целью этого пересмотра является введение реальных (аристотелевских) модальностей. Модальный реализм ориентирован на философскую теорию действия, связанную с основаниями социальных наук, на проблемы этики и социальной теории.
Отстаивая объективность истины, Бертран Рассел предупреждал об опасности того, что он называл «космической непочтительностью». «Понятие „истины“ как чего-то, зависящего от фактов, в значительной степени не поддающихся человеческому контролю, было одним из способов, с помощью которых философия до сих пор внедряла необходимый элемент скромности, — пишет он. — Если это ограничение гордости снято, то делается дальнейший шаг по пути к определённому виду сумасшествия — к отравлению властью ... Я убеждён, что это отравление является самой сильной опасностью нашего времени и что всякая философия, даже ненамеренно поддерживающая его, увеличивает опасность громадных социальных катастроф» («История западной философии», научный редактор Б. В. Целищев, издательство Новосибирского университета, 1994, с.297).
В нежелании прагматистов допустить в свою метафизику «упрямые факты» Рассел видел философскую сублимацию оптимизма, вызванного «машинным производством и научным преобразованием нашей природной среды» (Там же, с.296). За сегодняшним «пост-модернистским» скептицизмом и номиналистической редукцией реальности к языку скрывается замкнутость современного человека в пространстве своего «я», его отгороженность от других и от мира стенами социальных институтов. Чтобы успешно противостоять власти языка — власти идеологий — нужна способность выхода за пределы индивидуального разума и уверенность в возможности непосредственного знакомства с жиром. Нужна интеллектуальная честность и непредубеждённость в стремлении к истине.
Отстаивая объективность философской истины, Рассел стремился сохранить основу существования философского дискурса в век господства идеологий. Мне остаётся только выразить надежду" что и подготовленный нами «Философский словарь» послужит этой достойной цели.
Андрей Васильченко Киев, октябрь 1995 г.